Значение слова УДИНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

УДИНЫ

одно из племен кавказских горцев южно-дагестанской группы (по Эркерту — лезгинское племя кюринской или юго-восточной лингвистической группы). Живут на Кавказе с давних времен и некогда составляли Агванское царство, а потом, по преданию, расселились по разным местам Азии. Еще недавно во всем Нухинском у. находились старики, говорившие по-удински. В настоящее время У. остались только в двух-трех селениях Елисаветпольской губ., перемешанные с армянами, татарами и евреями. Типичные черты внешности У. — светлые или шатеновые волосы, круглое лицо, средний рост. Антропометрических данных не имеется. У. — православные и григориане; христианство приняли очень давно. Говорят на особом удинском диалекте, исследованном акад. Шифнером. Занимают здоровую гористую местность (2500 фт. над уровнем моря), богатую водой, лесами и пастбищами. Занимаются хлебопашеством (пшеница, просо, ячмень, рис и пр.), шелководством (процветавшим до 50-х годов и вновь возрождающимся после временного упадка, вызванного завезенной французами зараженной грены), садоводством (орех, каштан, черешня), огородничеством и скотоводством. Шелк, коконы, орех, рис, каштаны, сушеные черешни служат предметом вывоза. Особенность системы землевладения — пользование участками по жребию. Домашний быт У. представляет много архаичного. Еще недавно главная жилая комната имела отверстия в стенах вместо окон; посередине на полу был очаг, дым из которого выходил в отверстие, проделанное в потолке; на очаге горел неугасимый огонь днем и ночью. Дверь днем не запиралась, для притока света. Ночью жилище освещалось глиняным светильником, с фитилем из тряпок. Одежда мужчин — архалук из ситца или шелка, чоха из местной материи или из сукна и шаровары из тех же материй. Архалук опоясывается у бедных кожаным, у богатых — серебряным поясом. Обувь летом и зимой — лапти, только у богатых полусапожки. Женщины носят длинные, красного цвета рубашки, а поверх их — архалуки, украшенные серебряными пуговицами и монетами. Головной убор украшен серебряными шариками, жемчугом, монетами, крючками. Серебряные пояса обычны и у женщин. Пища очень разнообразна (мучная, молочная, растительная и мясная). Хлеб пшеничный, у бедных с примесью проса. Семейный быт — патриархальный; отец — глава и повелитель дома, имеющий право на беспрекословное повиновение. Во время обеда сын не смеет садиться за стол, а стоит поодаль и прислуживает. Еще очень недавно У. жили большими семьями, задругами. Наследство делится поровну между сыновьями. Положение женщины подчиненное; она обедает отдельно от мужчин, без разрешения мужа никуда не может отлучиться, с посторонними не разговаривает, ходит с закрытым лицом. В брачных обрядах сохранились переживания материнства, а также характер родового предприятия, с симуляцией похищения. Выкуп за невесту составляется из складчины между сородичами жениха и делится между сородичами невесты. Родные жениха в полном вооружении сопровождают его до ворот дома невесты и стреляют до тех пор, пока их не впускают за плату, вручаемую брату невесты. Невестка в присутствии старшего деверя и свекра закрывает лицо в течение 10 — 15 лет и до самой старости не может говорить с ними. Выбор невест происходит раз в год, на третий день Пасхи, когда все У. и удинки отправляются на богомолье по монастырям: вероятно, это пережиток похищения во время общественных празднеств. Женщины во время родов и покойники считаются нечистыми. Кровотечения рожениц — действие злого духа, против которого женщина вооружается кинжалом, чесноком и т. п. талисманами; постель окружают цепью. Лечатся У. у гадальщиков, которые, часто рекомендуют разные жертвоприношения (напр. ногтями больного на могиле самоубийцы). Злые духи, оборотни, каннибалы и т. п. продукты суеверия фигурируют на каждом шагу. В центре оседлости У., Варташене, имеются 2 школы. У. очень долговечны.Литература, кроме указанной у Дубровина ("Ист. войны и владычества русских на Кавказе", т. I, кн. III): М. Бежанов, "Краткие сведения о с. Варташен и его жителях" ("Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа", вып. XIV, 1892); Erckert, "Der Kaukasus und seine V?lker" (Лпц., 1887); Schiefner, "Versuche ?ber die Sprache der Uden" ("Mem. de l'Academie imperiale de St.-Petersbourg, 1873, 7 серия, т. V?); "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа" (вып. VI, тексты).Л. Ш — г.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.