(tribus, от корня tri, tres — "треть") — части, на которые делилась римская территория, а также граждане. Древнейшими Т. у римлян были 3 патрицианские родовые Т. — рамнов, тициев и люцеров (Ramnes, Tities, Luceres). Несмотря на родовой характер, эти Т. были в то же время территориальными делениями. Подробности об их устройстве и функциях достоверно неизвестны. Царю Сервию Туллию предание приписывало создание новых Т., которые сохранились в течение всего республиканского периода и перешли даже в императорский. Новых Т. было первоначально четыре; созданы они были для административно-военных целей, прежде всего для облегчения набора войска. Они носили территориальный характер, обнимая собою город и сельские округа (regiones). Эти древнейшие Т. носили имена Палатинской, Субуранской, Коллинской и Эсквилинской. Т. были делениями не только земли, но и людей, но вопрос о том, кто именно первоначально вносился в списки Т. и кто был вне их, остается до сих пор неясным. Моммсен, напр., думает, что в списки Т. долго вносились лишь владельцы недвижимой собственности, Ланге — что из Т. исключались лишь aerarii, Солтау — что в первоначальных Т. состояли лишь лица, обязанные военной службой. Несомненно, что уже древнейшие 4 Т. ("Сергиевы") заключали в себе не одних плебеев, а также и патрициев. Различие во взглядах существует и относительно первоначального числа Т.: был высказан, напр., взгляд, что с самого начала их было 30, и что число это опустилось до 20 лишь вследствие уступки трети римской земли Порсенне, что вовсе не находит подтверждения в первоисточниках. Относительно позднейших Т. существует, в общем, согласие. Кто записан в данной Т., тот сам и его потомство числятся в ней, даже если они меняют место жительства и приобретают недвижимость в других Т. Следовательно, Т. указывает на происхождение (origo); римские граждане присоединяли к своему имени название своей Т. так же, как афиняне — название дема (напр., Serv. Sulpicius Q. f. Lemonia Rufus). Позднейшие римские Т. заключают в себе всех полноправных римских граждан, не исключая пролетариев и либертинов (вольноотпущенных), но только полноправных, вследствие чего запись в Т. была равносильна дарованию гражданства с правом голоса (civitas cum suffragio). Во главе Т. стояли curatores tribuum ("попечители Т."), по нескольку в каждой. Им были подчинены magistri pagorum (сельские Т. делились на pagi, городские Т. — на vici). По Т. составлялись цензорские списки граждан и производился ценз; по Т. совершался набор солдат в легионы, по Т. затем стало происходить голосование в комициях. По показанию Тита Ливия, число Т. было увеличено до 21-й около 494 г. до Р. Хр., причем названия старых четырех Т. остались за четырьмя городскими Т., сельские же округа образовали tribus rusticae, большая часть которых носила названия, заимствованные от патрицианских родов, вероятно потому, что в той или другой Т. лежали имения соответствующего рода. Были, напр., Т. Эмилиева, Клавдиева, Корнелиева, Менениева, Папириева, Лемониева и др. С начала IV в. до Р. Хр. число Т. стало увеличиваться благодаря завоеваниям и дарованию завоеванным полных прав гражданства. Новые Т. носили большею частью названия, заимствованные от имен важнейших мест, лежавших в их пределах. "Из новых граждан" (по выражению Т. Ливия) сразу были созданы в 387 г. четыре Т. К 241 г. до Р. Хр. число Т. дошло до 35. Последними были образованы Т. Velina и Quirina. Затем римляне не увеличивали уже числа Т., а распределяли новых граждан между 35 прежними. Объясняется это тем, что Т. рано (уже около времени первой сецессии) стали обращаться в политические деления, по которым подавались голоса в народных собраниях, сначала в сословно-плебейских concilia plebis, затем в общенародных трибутных комициях, наконец (вероятно, около середины III в.) по Т. стали подаваться голоса к в центуриатных комициях, что и заставляло оставить число Т. неизменным, чтобы избежать частых изменений в организации важнейшего народного собрания (см. Комиции). Ввиду значения Т., как единиц, по которым производилось голосование, большое значение получил вопрос о распределении граждан по Т. Когда число Т. стало значительным, городские Т., которых было всего четыре и в которых было много простого, бедного рабочего народа, мелких ремесленников и торговцев, стали считаться низшими сравнительно с сельскими, к которым были приписаны крестьяне и крупные землевладельцы (хотя многие из них и жили в Риме). В городские Т., между прочим, записывали всех вольноотпущенных. Усвоив себе этот взгляд на сравнительное значение Т. городских и сельских, цензоры стали переводить граждан из сельских Т. в городские в виде наказания. Чтобы усилить значение городского населения, цензор Аппий Клавдий Слепой (312 г.) дал ему доступ во все Т., но это вызвало сильное раздражение в ревнителях старины, и цензор Квинт Фабий опять сосредоточил этих граждан в четырех городских Т. (304 г.), за что будто бы и получил прозвание "Maximus". Особенно продолжительной была борьба по вопросу о правах вольноотпущенных, число которых постоянно увеличивалось. Разные цензоры различно решали вопрос о том, допускать ли либертинов лишь в четыре городские Т., или же и в сельские. Эта борьба протянулась до конца республики. После союзнической войны (см.) тот же вопрос возник относительно союзников, принятых в число полноправных граждан. Вожди демократической партии (Сульпиций Руф, Цинна) настаивали на праве новых граждан записываться в любую Т.; их противники хотели сосредоточить всю массу новых граждан в нескольких Т., чтобы этим ослабить значение их голосов в комициях. После упорной борьбы вопрос был решен в пользу новых граждан. На сторону такого решения склонился даже Сулла. Падение республики и исчезновение комиций совершенно подорвали значение Т. Они продолжали существовать и в императорскую эпоху, но вся роль их стала сводиться к тому, что по Т. производилась в Риме раздача хлеба.Литература. Grotefend, "Die r?mischen Tribus in historischer und geographischer Beziehung" (в "Zeitschr. f. d. Alterthumswiss.", 1836, 114—118); его же, "Imperium Romanum tributim descriptum" (Ганновер, 1863); Mommsen, "Die r?mischen Tribus in administrativer Beziehung" (Альтона, 1844); его же статьи о собраниях по Т. в "R?mische Forschungen" (I, Б., 1864); Soltau, "Ueber Entstehung und Zusammensetzung der altr?mischen Volksversammlungen" (Б., 1880; значительная часть книги посвящена вопросу о Т.); Kubitschek, "Imperium Romanum tributim discriptum" (Вена, 1889).Д. К.
Значение слова ТРИБЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ТРИБЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012