(Titus Tatius) ? царь сабинского города Кур. По древнеримскому сказанию, Т. во главе всего сабинского племени напал на Рим, чтобы отомстить за похищение сабинянок, и взял Капитолий благодаря изменническому поступку Тарпеи (см.); но как только римские жены из сабинянок бросились к нему с мольбой о пощаде, он заключил мир с Ромулом, поселился в Риме и в течение 5 лет правил совместно с Ромулом римлянами и сабинянами, которые слились в один народ под именем квиритов. После пятилетнего совместного царствования Т. был убит во время жертвоприношения лаврентийцами, которые отомстили ему за оскорбление, нанесенное лаврентским послам его родственниками и оставшееся с его стороны безнаказанным. Сказание о Тите Т., по мнению Моммзена ("Die Tatiuslegende", в "Hermes", т. 21, стр. 570? 581,1886), восходит к III в. до Р. Х., когда после покорения Сабинской области были образованы две трибы, Велинская и Квиринская. По мнению Низе (статья в "Hist. Zeitschrift, 1888, т. 59, стр. 498?505), исторической основой легенды послужил союз Рима с самнитянами, относящийся к 354 году до Р. Х. Кулаковский ("К вопросу о начале Рима", гл. III: "Аборигины и Сабины", Киев, 1888) полагает, что в легенде Тита Тация отразилось воспоминание об утверждении латинского племени на территории Рима: "в образе царя-пришельца дано нам конкретное воплощение безличной италийской ver sacrum", peлигиозной формы переселения италийских племен. Наконец, по заключению Энмана ("Легенда о римских царях", стр. 58?115: "Тит Т. и сабиняне в Риме", СПб., 1896), Т. был вымышленным эпонимом или легендарным царем-основателем авгуров (сабинских авгуров, или коллегии Тициев), которого историческая легенда позднеe сделала виновником переселения сабинян в Рим и эпонимом второй из трех древнейших римских триб ? трибы Т., или Тициев.
Н. О.