(Tit ies, Titienses), или Тации (Taties, Tatienses) ? вторая из трех древнейших триб, из которых составилось первоначальное римское государство. Название трибы дошло до нас в двух упомянутых формах, причем Цицерон, Ливий, Фест, Пропорций, Овидий передали форму Тиции , Варрон и Плутарх ? Тации. По преданию, эта триба образовалась из сабинских переселенцев, которые пришли в Рим под предводительством царя Тита Тация, эпонима-родоначальника Т. В современной науке вопрос о происхождении Т. представляется спорным постольку, поскольку гипотетичны все теории о происхождении древнейших триб. Нибур, предполагая, что Рим образовался из соединения трех отдельных городов, видел в поселении Т. особый город, находившийся на Квиринальном холме и Капитолии и называшийся Quirium. Это был город квиритов, тациев или сабинян. Швеглер признавал деление граждан на три части исконным, общим греко-италийскому населению, и вместе с тем поддерживал этническую теорию происхождения триб: он считал Т., согласно преданию, сабинским населением, занимавшим Квиринальский холм. По Моммзену ("R o mische Geschichte", 5 изд., I, 44), этническое происхождение триб ? нелепость: Т., рамны и люцеры ? не что иное, как имена трех волостей, некогда независимых друг от друга и лишь впоследствии слившихся в одну общину с одною общею ратушею. Что касается племенного состава трибы Т., то, по Моммзену, сабелльское племя в старину не так резко отличалось от латинского и Т., рамны и люцеры жили вперемежку. Позднее, в статье "Die Tatiuslegende" ("Hermes", XXI, 1886), Моммзен доказывал, что в легенде о родоначальнике трибы Т. воплотилось историческое событие опустошения и покорения диктатором Курием Дентатом сабинской области (290 г. до Р. Х.), население которой 22 года спустя получило право полного гражданства и образовало две новых римских трибы. Это историческое присоединение сабинян к римской общине было облечено в форму сказания о доисторическом соединении сабинян с римлянами, Тита Тация ? с Ромулом. В противоположность Моммзену, Низе таким историческим событием считает заключение в 384 г. до Р. Х. союза между римлянами и самнитами, а в древнейших трибах видит всаднические центурии. По мнению проф. Ю. Кулаковского ("К вопросу о начале Рима", Киев, 1888), в народе существовали два представления о начале Рима: по одному, римляне и латиняне жили искони на территории города, по другому ? считались пришлым народом. Общею родиной италийских племен признавалась горная область, лежавшая вокруг Кутилийского озера и занятая сабинянами: оттуда пришли, по одному преданию, первые жители Лация ? аборигены, по другому преданию ? сабиняне, составившие трибу Т. Так как переселения италийских племен происходили в форме "священной весны" (см. Ver Sacrum), то в образе Тита Тация, эпонима Т., дано конкретное воплощение безличной италийской священной весны. По Энману ("Легенда о римских царях", 1896, СПб.), древнейшее палатинское поселение владело общинною землею, бывшею под выгоном; с возрастанием числа граждан допущена была оккупация этой земли и расчистка общественного леса. Образовавшееся этим путем население разделялось на две трибы: трибу сабинян ("захватителей"), или тациев ("похитителей"), и трибу альбанов, или люцеров ("расчистителей"). Обособленное и выделившееся от коренной общины рамнов пригородное население имело свою крепость на Капитолии и место совещаний. Значение римских "сабинян" как "оккупаторов", "похитителей" Энман подтверждает сказанием о похищении сабинянок ("похищенных уводом жен") и объяснением италийского племени сабинян в том смысле, что они были завоевателями области, до тех пор населенной аборигенами. Т., по Энману, тождественны с квиритами. В Тите Тации Энман видит мифического основателя коллегии авгуров сабинской трибы Т.
Н. О.