Способы телеграфирования в древнее время не выходили за пределы оптической системы. Как видно из древних, особенно военных писателей (Полибий, Вегеций), греки и их ученики римляне знали два рода Т. сигнализации: 1) простой, смысловой и 2) сложной, буквенной. Весьма рано заметили они, что расстояние, с которого достигают слуховые впечатления, гораздо менее расстояния для зрительных впечатлений, а при одинаковости расстояний зрительное впечатление получается скорее слухового. Если поэтому иногда, особенно в военном быту, прибегали к слуховым сигналам (напр. трубою), то очень рано стали употреблять сигналы зрительные: огонь, дым (всего чаще), цветные флаги, зеркала, отражавшие солнечный луч (реже), даже нечто вроде наших семафоров в виде подвижных деревянных брусьев (Veget., III, 5) и т. п. По свидетельству Плиния Старшего (Hist. Nat., VII, 57,11), зрительные сигналы были изобретены еще во время Троянской войны (легенда, указывающая на древность традиции). Самый рельефный признак такой примитивной, условной (смысловой) сигнализации находим в трагедии Эсхила "Агамемнон" (ст. 272), где рассказывается, что весть о взятии Трои дошла в Грецию в несколько часов при помощи огненных сигналов, передаваемых с одного возвышенного места на другое. Прием этот, т. е. пользование возвышенностями (горы, башни, каланчи и др.), для зрительных, чаще всего огненных или дымовых сигналов, пережил древность, перешел в средние века и даже в новое время. Сравнительно рано греки дошли и до более совершенной, сложной, сначала словесной, потом и буквенной телеграфии. О ней уже знает Полибий. По его описанию (кн. X), две взаимно корреспондирующие станции должны быть снабжены двумя (по одному на каждую) совершенно одинаковыми глиняными цилиндрическими сосудами вышиной в 3 локтя, диаметром в 1 локоть. Оба сосуда снабжены внизу одинаковыми отверстиями, через которые налитая в них вода выливается с одинаковой скоростью. К сосудам принадлежат поплавки из легкого дерева с укрепленными на них вертикальными палочками, на которых нанесены деления, помеченные употребительнейшими словами или фразами — одно и то же на каждом поплавке. Вода в обоих сосудах должна постоянно наливаться до одинакового в обоих уровня. Перед отправлением депеши телеграфист подымает свой факел и ждет, пока его корреспондент не подымет своего (= "готов", "слушаю"); тогда оба факела опускаются, открываются отверстия в аппаратах, вода опускается, и когда в отправляющем аппарате желаемое деление на штифте поплавка опустится до верхнего края сосуда, телеграфист опять подымает факел в знак того, что его сосед должен остановить воду в своем цилиндре. Если оба аппарата действовали вполне аналогично, то у края сосуда получателя на штифте поплавка оказывалось то же деление, с тем же словом или фразой. Указывая на несомненные неудобства такого приема, Полибий предлагает прямо буквенный способ. Алфавит (греческий) делится на 5 групп, до 4—5 букв в каждой; на каждой станции различается правая и левая сторона; после вызова и ответа факелами, как при водяных аппаратах, слева показывают число факелов, равное нумеру группы, где находится искомая буква, а затем справа число факелов, равное нумеру самой буквы в этой группе. Вскоре после Р. Хр. в этом приеме было сделано усовершенствование в том смысле, что алфавит делился всего на 3 группы, по 8 букв в каждой; на станциях принималась в расчет, кроме правой и левой сторон, еще и середина; факелы слева изображали 1-ю группу, посреди — 2-ю, справа — 3-ю, так что каждую букву можно было телеграфировать в один прием, а не в два, как по способу Полибия, и самая отправка депеши сделалась быстрее. Дальше этого оптического Т. древность не пошла; но один из ее приемов, семафоры — в виде подвижных деревянных брусьев, видных и днем и могущих своими колебаниями давать достаточное число разновидностей для букв алфавита — перешел в средние века, затем в новое время, и в виде железнодорожных семафоров отчасти действует и доселе.Литература. Pachtler, "Telegraphiren der alten V?lker" (Иннсбрук, 1876); Poppe, "Bedeutung und Wesen der antiken Telegraphie" (Франкфурт, 1867); Merriam, "Telegraphing among the ancients" (в журн. "Papers of American Archeological Institute", 1890, III, 1); добавления в "Classical Review", V, стр. 220, 338; также курсы военного искусства в древности и описания памятников древности, напр., Schneidera, "Beitr?ge zur Geschichte der alten Befestigungen in den Vogesen" (Трир, 1844).И. Холодняк.
Значение ТЕЛЕГРАФ В ДРЕВНОСТИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ТЕЛЕГРАФ В ДРЕВНОСТИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012