Значение слова ДРЕВНОСТИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ДРЕВНОСТИ

собственно вещественные памятники, оставшиеся от древних народов или от древнего периода жизни какого-либо народа; они составляют предмет археологии и играют лишь служебную роль в дисциплине, изображающей бытовые формы древних народов. Интерес к Д. сказывается уже в античной литературе — напр. у Геродота, у перипатетиков, в греческих и римских политических трактатах, у Варрона, у Плутарха (в его "Греческих" и "Римских вопросах"), особенно же у грамматиков или критиков, которые, занимаясь толкованием классических произведений литературы, между прочим и со стороны их реального содержания, находили необходимым изучать для этой цели и антикварный материал \[Сюда относятся и различные лексиконы — в роде Полидевка и Феста (см.), — объяснявшие терминологию явлений античного права и вообще быта\]. Эта работа долго еще продолжалась на развалинах античного мира (как отчасти продолжается и теперь); в систему же она была приведена лишь с начала нашего столетия. Уясняя теорию своего учителя, Ф. А. Вольфа, относительно "науки о древности", о "древнем человечестве", А. Бёк выставил такую "историю народной жизни", где все стороны этой жизни являются радиусами круга, центром которого служит "народный дух". С этой точки зрения оказалось возможным систематически поделить все содержание "истории народной жизни" на ряд дисциплин, отдельно исследовавших ту или другую сторону этой жизни (поскольку она служила выражением народного духа), а так как собственно история понималась тогда в смысле лишь внешней, "политической" истории, то оставшаяся вне ее компетенции культурная, бытовая сторона исторического процесса сделалась предметом особой дисциплины — Древностей (это название взято из античной терминологии: ??????????? — как у Дионисия Галикарнасского или у Иосифа Флавия, Antiquitates — y Варрона). Свой предмет дисциплина эта изучала не в глубину, а в ширину, со стороны его формы, а не со стороны исторического сложения; она стремилась не к цельности представления исторического процесса, а лишь к полноте описания той или другой его эпохи, причем в большей или меньшей степени игнорировался и момент развития, и момент взаимодействия. Д. разделялись на Д. государственные, правовые, военные, сакральные (культовые), частные. При современном расширении исторического понимания Д. теоретически утратили право на существование; но практически они сохраняют еще свое значение и притом не в качестве только справочного пособия. Правда, Д. не дают сколько-нибудь полных ответов на предъявляемые исторической наукой общие вопросы, а лишь собирают и подбирают материал для этих ответов; но современная научная разработка отдельных исторических вопросов далеко не всегда позволяет возвыситься над уровнем Д. Наибольшего развития дисциплина Д. достигла на той почве, на которой она зародилась — на почве изучения античной, т. е. греческой и римской, жизни; но приемы этой дисциплины нередко применялись и к изображению жизни других народов — напр., народов древнего Востока (Lassen, "Indische Alterthumskunde", 1847; Spiegel, "Eranische Alterth?mer"), германцев (J. Grimm, "Deutsche Rechtsalterth?mer", 1828 и 1881; M?llenhof, "Deutsche Alterthumskunde", 1870—1892; Baumstark, "Urdeutsche Staatsalterth?mer", 1873), славян (Шафарик, "Slovanske staro?itnosti", рус. пер. Бодянского — "Славянские Д.", 1848; Котляревский, "Д. права балт. славян", 1874, и "Книга о Д. и истории поморских славян XII в.", 1874; Сергеевич, "Русские юридические Д.", 1890—93); ср. также Библейская археология. О задаче и разделении дисциплины Д. ср., кроме вступительных замечаний в нижеуказываемых сочинениях по греческой и римской древности: Boeckh, "Encycl. u. Methodol. d. philol. Wissensch." (в изд. Klussman'a, 1886); Platner, "Wissensch. Begr?nd. u. Behandl. d. Antiquit?ten" (1812); Reichardt, "Gliederung d. Philologie" (1877); M. К., "Очерк науки Д." (в "Библ. для чтения" 1850 г., т. CIV). Общие труды по греческим и римским древностям: Hermann, "Lerhbuch d. griech. Antiquit?ten"; Sch?mann, "Griech. Alterth." (1871—73); Gilbert. "Handb. d. gr. Staatsalt." (1885—93); Латышев, "Очерк греч. древн. I. Госуд. и воен. Д. (1888); II. Богосл. и сценич. Д." (1889); Marquardt-Mommsen, "Handb. d. r?m. Alterth."; Lange, "Rom. Altert?mer" (1876); Нетушил, "Римские госуд. Д." (в "Записк. Харьк. унив.", 1893); Виллемс, "Римское государств. право" (1888); Зиновьев, "Римские д." (1884); Busolt, "Griech. Staats- und Rechtsalt." (1892; pyc. пер. — "Греч. госуд. и прав. д." (1890)); M?ller, "Gr. Privataltert."; Bauer, "Gr. Kriegsalt." (1893); Schiller, "R?m. Staats- u. Kriegsalt."; Voigt, "R?m. Privataltert?mer" (1893); Stengel, "Griech. Cultusalt."; Oemichen, "Ant. B?hnenwesen" (1890); Pauly, "Realenzycl. d. kloss. Altertumsw." (1864—66); Daremberg et Saglio, "D?ctionn. des antiquit?s grecques et romaines" (выходит с 1873 г.); Любкер, "Словарь класс. д.". См. Археология, II, 244—252.А. П.Древности Востока (культура, быт и пр.) — см. в ст. об отд. странах (Вавилония, Египет, Сирия и др.).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.