с VIII в. по 1867 г. составляло в Дагестане особую область, правители которой назывались шамхалами и, кроме того, имели титул владетеля буйнакского, вали дагестанского, а некоторое время и хана дербентского. Древняя история страны, составившей Т. владение, нам неизвестна. Судя по отрывочным летописным сказаниям и преданиям, можно предположить, что племена, ныне заселяющие Дагестан, живя родовым строем (см. Тохум) и исповедуя религию Зенд-Авесты, не имели нигде, кроме Аварии, центральной власти, а жили самостоятельными общинами под управлением выборных или наследственных старшин и общинных сходов, к участию в которых призывались все совершеннолетние мужчины. В VIII в., как передает дагестанская летопись Мухамеда-Рафи, совпадающая с изустным преданием и отрывочными сведениями Дербент-намэ, аравийское войско под начальством родственников пророка Магомета вступило в Ширван и здесь стало готовиться к походу на Дагестан. Избрав своим предводителем некоего Шамхала, арабы заняли побережье Каспийского моря с г. Дербентом, проникли внутрь Дагестана и образовали обширное владение, простиравшееся на весь Дагестан. Обратив жителей в ислам и поселившись в Кумухе (см. Кази-Кумух), Шамхад разделил завоеванную землю на уделы и раздал их в управление своим родственникам, которые должны были наблюдать за соблюдением правил религии, творить суд по шариату и собирать налоги. Сообщив эти сведения о начале Т. владения, летописи умолкают. В последующее за тем время прибрежная полоса Каспийского моря становится ареною отчаянной борьбы между персами и турками. Дербент переходит из рук в руки. Надвигаются орды монголов; происходит столкновение между Тохтамышем и Тамерланом. Внутри Дагестана кипит внутренняя борьба между началами шариата (см.), принесенного арабами, и адатами — остатками прошлого времени. Горцы, привыкшие к свободе, повиновались плохо; власть правителей Кумуха, принявших титул шамхала, не отличалась силою. Против них составляются союзы; в XIV в. они подвергаются серьезной опасности со стороны соединенных сил хайдаков, хумзаков и турок, последствием чего явилось отпадение наиболее отдаленных земель — Кайтола и Аварии, составивших самостоятельные владения. В самом Кази-Кумухе появляется сильная партия, желающая ниспровержения власти шамхалов. Последние переносят свою столицу сначала в Буйнак, затем в Тарки, откуда наезжают в Кумух только летом. С 1640 г. шамхалы навсегда остаются в Тарках. С перенесением резиденции из гор на берег Каспийского моря власть шамхалов, и прежде не шедшая далее сбора дани, слабеет все более и более. Начинается упорная борьба с Грузией и кабардинскими князьями и, как последствие ее, частые походы на шамхала (шевкала) русских воевод: Черемисинова 1559—1560 гг., Хворостина — 1586 г., Засекина — 1590, Бутурлина — 1604 г. Эта борьба и частые внутренние несогласия из-за престолонаследия наносят решительные удары могуществу шамхалов. Несмотря на поддержку персидских шахов, в XVI в. от них отделяется Кумыкская область между Тереком и Сулаком и часть земель по правую сторону последнего до Темиргая, образуя удел Султан-Мута, затем отдельные общества, составляя самостоятельные союзы вроде Даргинских и Койсубулинских обществ, потом Кази-Кумух, избравший себе особого правителя с титулом хохлавчи (см.), и земли по р. Манасу, составившие Мехтулинское ханство, наконец, Баматула, образовавшаяся из селений Большие и Малые Казанищи и 7 соседних деревень. К началу XVIII в. от обширного государства Шамхала осталось лишь небольшое владение, лежавшее узкой полосой вдоль берега Каспийского моря и обнимавшее приблизительно 2500 кв. в. Во время похода Петра Великого на Дербент шамхад Адиль-Гирей вступил в подданство России, но скоро (1725), подстрекаемый турками, изменил и напал на русскую крепость Св. Креста. Узнав об этом, Петр Великий сослал Адиль-Гирея в Колу и передал его владения в русское управление. Несколько лет спустя в Дагестан вторгся Надир, шах персидский, и покорил его. Во время этого похода сын Адиль-Гирея, Хастулат, оказал Надиру важные услуги, за что последний восстановил Т. владение, назначив шамхалом Хастулата. После смерти последнего возникли большие смуты из-за престолонаследия между племянником Тишнек-Баматом и дядей Мехти (1765). Они закончились провозглашением шамхалом последнего, вскоре отказавшегося от престола в пользу своего сына Мурта-зали. Последний стал искать покровительства России и в 1776 г. вступил в ее подданство. Преемником Муртазали был брат его Бамат, названный в грамоте Екатерины II от 19 апр. 1793 г. Магометом-шамхалом Тарковским, владетелем Буйнакским и Дагестанским. Сын Бамата Мехти (1797—1833) за особые услуги, оказанные России во время всеобщего восстания в Дагестане в 1806 г., пожалованы Улусский магом и титул дербентского хана, а в 1818 г. — Баматула. За Мехти следовали Сулейман-паша (1833—1836) и Абу-Муселим-хан, которому в 1844 г. было пожаловано княжеское достоинство с переходом его наследственно к старшему из потомков его мужского пола по прямой линии и праву первородства. После смерти Абу-Муселима в 1860 г. управление Т. перешло к сыну его, кн. Шамсудину-хану. В это время Т. вл. состояло из 23 селений с населением в 8379 дымов на пространстве 3500 кв. вер. В одних селениях повинности и налоги обусловливались правом правителя, в других — правом землевладельца. Поземельные права шамхала и других правителей выражались или 1) в форме совместного пользования общественной землей на условиях поземельного выдела, или 2) в неполном праве собственности, заключавшемся в том, что известные земли хотя и считались собственностью владельца, но право пользования ими принадлежало, за определенные обычаями повинности, местному населению, или, наконец, 3) в полном праве собственности владельца на землю. Податное население, состоявшее из 1) узденей племен кумыкского, даргинского, аварского и нагайского, 2) чагар и 3) евреев, управлялось общинным сходом и другими властями, выработанными народною жизнью, и судилось по шариату у кадия и его помощника (будуна), а по адату — у особо избранных судей (картов). Во внутреннее управление общин шамхалы не вмешивались. Вообще власть их над населением до прибытия русских в Дагестан была весьма умеренна, сдерживаясь обычаями и вольностями жителей. С прибытием русских, державшихся принципа невмешательства во внутренние дела Т. владения, власть шамхалов значительно выросла, так как народ, боясь русского войска, беспрекословно исполнял все требования шамхала, клонившиеся обыкновенно к увеличению податей и повинностей. Только с конца 30-х годов предпринимаются русскою властью попытки ограничить власть шамхала. К шамхалу стали назначать "для ведения переписки и наблюдения за уравнительным отбыванием разных нарядов от жителей" русского офицера с званием помощника шамхала. Более точно были определены права шамхала в 1860 г. Положением об управл. Дагестанской обл. С изданием этого Положения и с развитием в народе мирных занятий, требовавших большей деятельности со стороны власти, шамхалы почувствовали себя стесненными. Кн. Шамсудин обратился к русскому правительству с просьбой об освобождении его от обязанностей по управлению Т. владением. Ходатайство его 20 апреля 1867 г. было уважено с оставлением за Шамсудином лично титула шамхала и всех прав по владению наследованными от отца недвижимыми имениями и по отправлению повинностей, какие жители Т. владения отбывали ему как шамхалу землевладельцу. С 1 августа 1867 г. Т. владение перестало существовать. Одновременно с этим лично зависимое сословие рабов (кулы и караваши) было уничтожено, а лежавшая на жителях обязанность платить шамхалу повинности прекратилась вследствие отказа его от своих прав. Т. владение было преобразовано в Темир-Хан-Шуринский округ.Литература. Березин, "Путеш. по Дагестану" (Каз., 1849); M. Brosset, "Histoire de la G?orgie" (т. 1 и 2, 1849—58); Kazem-beg, "Derbend-N?meh" ("M?m. Academ. de S.-Petersb.", VI); Берже, "Прикасп. край" ("Кавказ кал. 1857—58 г."); Романовский, "Кавказ и Кавк. война" (СПб., 1860); "Акты, собр. Кавказской арх. комисс." (т. I—XII); "Сборн. свед. о кавк. горц." (т. I—X, особенно ст. "Шамхалы Тарк." и летоп. Мухамеда-Рафи); П. Г. Бутков, "Матер. для ист. Кавказа" (СПб. 1869); В. Dorn, "Ausz?ge aus morgenl?nd. Schriftstellen etc." ("Bullet. de l'Acad.", 1871—74); H. Дубровин, "Ист. войны и владыч. русских на Кавказе" (т. I—VI); Е. Вейденбаум, "Путеводитель по Кавказу" (Тифл.1888); Белокуров, "Сношен. России с Кавказом" (М., 1889); M. Ковалевский, "Закон и обычай на Кавказе" (М., 1890). Более подробн. свед. см. в "Библиографии Дагестанской области" Е. Козубского.П. Гудулянов.
Значение ТАРКОВСКОЕ ВЛАДЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ТАРКОВСКОЕ ВЛАДЕНИЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012