Значение ХАНСТВО ДАГЕСТАНА И X. ЗАКАВКАЗЬЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ХАНСТВО ДАГЕСТАНА И X. ЗАКАВКАЗЬЯ

С ослаблением власти Шамхалов в XIV — XVII веках и персидских шахов в XVII — XVIII вв. Дагестан и Восточное Закавказье разделились на несколько отдельных владений, управляемых особыми правителями — ханами. К началу XIX в. здесь образовалась следующая группировка владений: Северный Дагестан занимали — шамхальство, Баматула и X. Мехтулинское, средний — X. Казикумухское и Аварское, южный — Уцмийство, Табасарань и X. Дербентское и Кюринское. К югу от Дагестана находились в нынешних губерниях в Бакинской — X. Кубинское, Ширванское, Бакинское и Талышинское, в Елизаветпольской — X. Елисуйское, Шекинское, Ганжинское и Карабахское и, наконец, в Эриванской — X. Эриванское и Нахичеванское. Возникновение их было различно и совершалось или путем отделения поставленных шамхалами или шахами наместников и провозглашения себя не зависимыми от центральной власти (Уцмийство, Табасарань, Баматула и X. Аварское, Дербентское, Кубинское, Бакинское, Тамышинское, Ширванское, Карабахское, Ганжинское, Эриванское и Нахичеванское), или путем образования союза из нескольких селений и избрания ими себе в правители какого-либо способного управлять народом лица, потомки которого превращались позднее в наследственных владетелей (X. Мехтулинское, Казикумухское, Елисуйское и Шекинское). Исключительно, по своему происхождению, ханство Кюринское, которое было создано в 1810 г. русской властью. Развитие ханской власти и управление ею народом в большинстве X. было почти тожественно. В первое время после образования владения в большинстве X. престол в течение более или менее продолжительного времени остается избирательным, но затем становится наследственным и преимущественно по праву старшинства в роде. Права ханов в первый период, кроме случаев чрезвычайных, когда они выступают в роли военных предводителей, были весьма ограничены, почему для решения всех более важных вопросов, как-то: война, мир и проч. хан нуждался в согласии народа. Судебной власти в делах уголовных, без сходки старшин, хан не имел, а по гражданским выступал только, как посредник, решения которого не имели никакой силы и приобретали таковую только по желанию сторон. Особого содержания хан не получал, но все необходимое для продовольствия его и находившихся при нем лиц доставлялось жителями. Поземельные права были ограничены: хану в этот период предоставлялись только лучшие наделы земли в том селении, где он жил, а также некоторые горы для пастьбы его скота. С течением времени, благодаря частым войнам и поддержке соседних держав, особенно Персии и Турции, власть ханов усиливается, и ханы приобретают высшую власть в сфере суда, администрации и финансов, но пользуются ею умеренно, будучи ограничиваемы обычаями и правами жителей. Во внутреннем управлении X. замечается различие в X. Северного и Среднего Дагестана (Тарковское владение, Баматула, X. Мехтулинское, Казикумухское и Аварское), выработавших свое устройство самостоятельно, и во всех прочих X. Дагестана и Закавказья, где все сложилось под влиянием Персии. В северных X. все население делилось на сословия беков, духовенства, узденей, раятов и рабов, в южных X. узденей не существовало, но зато были два других сословия, именно: маафы и речбары. Бекское звание принадлежало высшему классу общества, приобреталось происхождением или пожалованием освобождая от податей и повинностей (но не от телесного наказания), фактически соединялось с управлением или владением населенными имениями. Духовное сословие пользовалось уважением и составлялось из наличного духовенства (мулы, казии, эфенди и пр.) и из сеидов и агамиров, признаваемых потомками Магомета от его дочери Фатьмы и Алия. Духовенство пользовалось добровольными приношениями жителей за исправление треб и за обучение детей грамоте и, кроме того, собирало с населения зекят (см.) и хумс, т. е. 1/10 со всех произведений земли и 1/40 с металлов, скота и пр. Сеиды, не платя никаких податей, жили доходами с земли или занимались торговлей. Уздени (см.) составляли свободное сословие людей, не платившее хану никаких податей и выставлявшее в случае войны милицию. Раяты были податным сословием X. По характеру отношений к ханам они могут быть разделены на 1) раят, живших на собственных землях и плативших хану налог в размере 1/10 части произведений земли, 2) раятов, живших на бекских землях в качестве наследственных арендаторов и плативших, кроме государственной десятины, еще собственнику земли 1/10 хлеба, 1/5 шелка, дрова, мякину и проч., 3) раят, живших на собственных землях, но в деревнях, пожалованных ханами бекам. Такое пожалование, не создавая и не изменяя ничьих земельных прав, сопровождалось передачей в пользу беков всех или части государственных налогов и устанавливало личные отношения поселян к беку, как к ханскому чиновнику, и 4) раят кочевых, которые, пользуясь ханскими пастбищами, платили налог с каждой головы скота. Кроме этих лично свободных сословий, существовал еще довольно обширный класс рабов, делившихся на домашнюю прислугу и земледельцев (см. Чагары). Рабы не имели никаких прав и рассматривались как имущественные объекты. В закавказских X. выделилось еще немногочисленное сословие маафов, составившееся из лиц, освобожденных, по разным случаям, от податей и повинностей, с зачислением их в разряд как бы служилых людей, которые по первому требованию хана должны были являться на своих конях и со своим оружием. Речбары (см.), лично свободные, не имели собственного хозяйства и жили рабочими у ханов, беков и др., обрабатывая их земли и пользуясь за свой труд 1/4 — 1/2 собранного урожая. Податей никаких не несли, но государственный налог платился за них владельцами земли, на коей они жили. Для ближайшего к народу полицейского и судебного управления, каждое ханство, исключая X. Дагестана, делилось на магалы (от 4 в Шекинском до 13 в Ширванском), которые совпадали с границами бывших вассальных владений или с бассейнами рек или оросительных канав. Во главе магала стоял магальный бек, мелик, наиб или мирболюк, назначаемый ханской грамотой, обыкновенно, из беков. Служба их продолжалась до тех пор, пока хан благоволил, но большею частью, была наследственной, хотя и с утверждения хана. Права и обязанности магальных беков в разных X. и даже магалах были различны, но обыкновенно сводились к 1) распределению повинностей, определенных ханом для всего магала; 2) надзору за правильным внесением их хану; 3) охране границ магала от хищников; 4) разбору споров, не подлежавших разбирательству суда; 5) приведению в исполнение судебных приговоров и 6) поимке и розыску разбойников. В бекских деревнях эти обязанности лежали на беке. Административная организация завершалась назначением ханами сельских старшин (юзбаши, кетхуды, мелики, кевхи), на обязанности коих лежал общий полицейский надзор за селением. Жалования никто из чиновников не получал, а вознаграждался за службу или частью собираемых в пользу хана доходов, или наделением незаселенными землями. Войска ханов составлялись из беков, с известным числом подвластных им людей, и из маафов. Что касается поземельных прав ханов, то в этот период им, кроме вышеуказанных земель, стали принадлежать еще земли пустопорожние и завоеванные у соседей. Судебная власть в X. в это время была организована различно. В Дагестане суд по делам семейного и наследственного права принадлежал духовным судьям и производился по шариату, все прочие дела решались картами по адату. В ханстве Кубинском все дела решались духовным судом по шариату, напротив, в Нахичеванском — все дела подлежали суду магального бека. Во всех прочих X. Закавказья судебная власть делилась, как и в Дагестане, между духовными судьями (казии) и магальными начальниками, причем важнейшие дела решал сам хан. С водворением русского владычества на Кавказе ханы подчиняются России. Русская власть, оставляя все управление в руках ханов и не вмешиваясь совершенно во внутренние дела X., ограничивается только надзором за отношениями ханов друг к другу и за внешним поведением их подданных. Этим поверхностным контролем и еще, разве, дарованием жалования, подарков, чинов и орденов, ограничивались все отношения России к X. Такой политикой невмешательства ханы воспользовались как нельзя лучше и в короткое время сделались неограниченными деспотами своих подданных, которые исполняли беспрекословно все их веления, боясь подвергнуться экзекуции со стороны русского войска за ослушание воли ханов. Полный произвол, бесчеловечные казни, увечья, телесные наказания, пытки, конфискация имущества, распутство и ничем не сдерживаемое сластолюбие сделались постоянными спутниками ханского управления. Пользуясь своей властью, ханы в этот период чрезвычайно умножили бекское сословие и, наделяя его в большом количестве землями, ловко провели обезземелие крестьян и, наконец, большее или меньшее закрепощение последних. Видя страшные злоупотребления и слыша отовсюду бесконечные жалобы, русское правительство начинает мало-помалу, с одной стороны, ограничивать ханское самовластие, а с другой, постепенно уничтожать ханства. Сначала падают X. Закавказья, а затем, в 60-х годах, и X. Дагестана. Вместе с этим в X. вводится русское управление, которое, устранив ханский произвол, доселе безуспешно борется с печальными результатами последнего в виде страшно запутанных сословно-поземельных отношений во всех бывших ханствах.Ср. Дубровин, "История войны и владычества русских на Кавказе" (т. I — VI); "К столетию присоединения Грузии к России. Утверждение русского владычества на Кавказе" (тт. 1 — XII, Тифл., 1901); Гидулянов, "Сословно-поземельный вопрос в Дагестане" ("Этнограф. Обозр." за 1901 г.); Е. Козубский, "Памятная книжка Дагестанской обл." (указана библиография вопроса по 1895 г.).И. Г.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.