Значение слова СУБЪЕКТИВНОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СУБЪЕКТИВНОЕ

Субъективное право, в противоположность объективному или юридическимнормам, означает право в применении к личности обладателя вытекающих изнего правомочий и обязанностей. Его определяют, как "областьнезависимого господства частной воли" (Савиньи), "отведенную личностиобъективным правом область власти или господства воли" (Виндшейд),"юридически защищенный интерес" (Иеринг), "долю участия личности вжизненных благах, достающуюся ей в общественной жизни" (Дернбург),"признанный и защищенный правом круг интересов и власти"(Регельсбергер), "совокупность правомочий и притязаний, принадлежащихличности на основании норм объективного права" (Бирлинг, Леман и др.),"власть; которая принадлежит личности над вещами и другими личностями","господство воли одного лица над волей другого" (Унгер) и т. д. Этиопределения различаются внутренним, философским смыслом, влагаемым впонятие С. права, соответственно общим воззрениям на природу права и наотношение С. права к объективному. Выставляя на первый план момент воли,юристы подчеркивают этим творческую роль последней в процессеправообразования и, вместе с тем, как психологическую природу права, таки логический, если не исторический приоритет С. права сравнительно собъективным. Поступки лица, направленные к осуществлению предоставленныхему правомочий, с этой точки зрения представляют собой не толькопользование сообщенным ему извне благом, но по преимуществу проявлениеего личной свободы и власти над внешним миром, вытекающих из егоположения, как личности. С. правоне потому право лица, что оно сообщеноему объективным правом; наоборот, последнее санкционирует лицуопределенную долю свободы и власти потому, что личности эта доля свободыпринадлежит в силу ее внутренних свойств, и без признания ее немыслимосуществование общества. Современное воззрение отличается от точки зренииестественного права только тем, что не признает неизменных и постоянныхС. прав, а рассматривает последние как необходимую долю свободы лица приданном строе общественных отношений и высшее или, по крайней мере,равноценное с другими факторами и явлениями жизни, благо, не подлежащееограничению по одним лишь соображениям целесообразности. Противоположнаяточка зрения указывает на то, что в человеческом общежитии праваустановляются и охраняются на основании отвлеченного представления одостоинстве личности, а в видах целесообразного, при данных условиях,распределения между членами общества реальных благ, для производствакоторых люди и соединяются в общество. Борьба за право есть прежде всегоборьба за жизненные блага; при установлении права важно не то, какаядоля свободы предоставляется личности, в какой мере С. чувство ееудовлетворено, а то, какое количество жизненных благ получит личность,осуществляя свои правомочия или С. права. С. сторона дела безразличнадля права; она отходит в сферу нравов и быта. Процесс правообразованияначинается с господства частной воли и утверждения С. прав энергиейсамой личности (Иеринг); но в последующей борьбе за право результаты ее,т. е. данное распределение С. прав, обусловливаются не признанием залицом той или иной доли свободы в силу его внутреннего управомочия, афактическим преобладанием одних участников борьбы над другими. Мера C.права, таким образом, не в личности, а в принципах общественногораспределения благ, и может спуститься до полного отрицания личности (врабстве и крепостничестве). И формально, при определении С. прав вкаждом данном случае, мы обращаемся прежде всего не к анализу свойствчеловеческого духа, а к так наз. источникам права, т. е. общественномупроявлению прав в обычае и законе. В современном правовом государстве,где закон стремится охватить общими нормами все проявления человеческойжизни и сообщить личности правовую мощь и в тех сферах, которые до сихпор оставались свободными от государственного вмешательства,-преобладание объективного права над С. выражается особенно ясно. Придальнейшем росте населения и обостряющейся борьбе за существованиераспределение жизненных благ по внутреннему уполномочию субъектов будет,конечно, встречать все большие препятствия. Весьма трудно, впрочем,провести резкую разницу в мнениях об отношении С. права к объективному уписателей обеих школ, идеалистической и реалистической, Значениеобъективного права при установлении С. признает огромное большинствоидеалистов; некоторые из них утверждают и логический приоритетобъективного права (Тон). Наоборот, некоторые писатели, дающиереалистическое определение С. права, указывают на приоритет С. права. В составе С. права различают субъект и объект права. Под субъектомправа разумеют непосредственного носителя права, представителязащищаемого им интереса или блага, но не непременно его распорядителя:малолетний есть субъект имущественного права, но распорядителемпоследнего является опекун. Права существуют для разграничении интересовлюдей, живущих в обществе. Субъектом права является, поэтому, преждевсего человек, член данного гражданского общества. Чтобы быть носителемправ, человек должен обладать определенными качествами. Блага,охраняемые правом, и правомочия для их защиты могут быть распределены виндивидуальное обладание человека, но могут быть и достояниемсовокупности лиц, пользующихся и защищающих их совместно. В качествесубъекта прав выступает тогда лицо юридическое. Некоторые юристы говорято "С. правах без субъекта" для обозначения комплекса фактов и отношений,с которыми закон связывает юридическую защиту, но которые в данныймомент не имеют представителя и распорядителя. Таким бессубъектнымправом является наследство после смерти наследодателя до принятия егонаследником (hereditas jacens). Эта конструкция является продуктом ужене философского, а технико-юридического воззрения на природу С. права.Под объектом C. права разумеют обыкновенно те предметы, на которыенепосредственно воздействует воля личности и простирается власть,сообщенная ей нормами. Согласно с этим, различают и различные виды С.права: 1) права на собственную личность, выражающиеся в правевоздействия на свое тело и самоопределение во вне, по отношению же кдругим лицам- в притязании на защиту неприкосновенности жизни, чести,здоровья и т. д.; 2) права вещные, сообщающие личности возможностьнепосредственного воздействия на вещь, служащую объектом обладания; 2)права личные; объектом их служит, как обыкновенно выражаются, волядругой личности, воздействуя на которую субъект права достигаетобладания вещью (обязательственное право) или подчинения самой личности(семейные права). Если охрана объекта С. права идет до возможностивозвращать этот объект отовсюду, в чьи бы руки и каким бы то ни былоспособом он ни перешел, то говорят об абсолютных С. правах, обязаннымилицами по отношению к которым являются все члены общества. Есливоздействие на объект связано с притязаниями только по отношению копределенному субъекту и по выходе его из-под власти последнегопрекращается, то говорят о С. правах относительных. Права на собственнуюличность, вещные, семейные и авторские считаются абсолютными правами,обязательственные- относительными. В современном праве различие междуабсолютными и относительными, особенно между вещными, семейными иобязательственными, заметно стирается. Ср. Windscheid, "Lehrb. derPand." (I, 37, 8 изд., 1900); Dernburg, "Pandecten" (I); Gierke,"Deutsches Privatrecht" (1895); Ibering, "Geist des rom. Rechts" (III);Thon, "Rechtsnorm und subjectives Recht" (1878); Bierling, "DiePrincipienlehre"; Regelsberger, "Pandecten" (I, русск, пер. "Общееучение о праве", М., 1897); Гамбаров, "Право в его основных моментах", в"Сборнике общих юрид. знаний" (СПб., 1899). В. Нечаев.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.