фотографическое, передача цветовых тонов (ЦТ) объекта съёмки в его изображении на позитивном цветофотографическом материале . О качестве Ц. ф. судят по тому, насколько точно ЦТ изображения соответствуют ЦТ объекта, причём различают три вида соответствия: физическое, физиологическое и психологическое. Физически точно Ц. ф., при котором спектральное распределение излучения, пропускаемого (обычная плёнка) или отражаемого (бумага или пигментированная плёнка) любым участком изображения, полностью совпадает со спектральным распределением излучения от соответствующего участка объекта. Физиологически точным называется Ц. ф., при котором излучение, отражаемое или пропускаемое любым участком изображения, визуально равно излучению от соответствующего участка объекта по объективным (колориметрическим) характеристикам цвета, например трём его координатам (см. Цветовые измерения ) . Наконец, психологически точно Ц. ф., при котором субъективное восприятие цвета любого участка объекта и соответствующего ему участка изображения одинаково; при этом надо учитывать неизбежные искажения цветов трёхмерных объектов, вносимые двумерностью изображения (особенно на контурах деталей изображения).
Субъективное впечатление в любительской и профессиональной фото- и кинематографии является главным и по существу единственным критерием точности Ц. ф., причём оно не связано однозначно с объективными оценками Ц. ф. (спектральными, колориметрическим т.к. решающим образом зависит от многих переменных факторов, предполагаемых при объективной оценке постоянными. Среди этих факторов важнейшие связаны со свойствами самого изображения и условиями его показа (например, условия освещения и яркость изображения, масштаб увеличения или уменьшения, окружающий фон и его цветность) и свойствами глаза при рассматривании (прежде всего его цветовой адаптацией); весьма важны также условия сопоставления (в частности, рассматривается ли изображение в тех же условиях, что и объект, рассматриваются они оба одновременно или раздельно, и т.д.). В основу количественной оценки (если она нужна) психологической точности Ц. ф. можно положить т. н. порог цветоразличения (см. Цветовой контраст ) - то минимальное изменение цвета, которому при данных условиях наблюдения соответствует первое едва заметное изменение зрительного ощущения.
Лит.: Нюберг Н. Д., Теоретические основы цветной репродукции, М., 1947; Артюшин Л. Ф.. Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии М., 1970.
А. Л. Картужанский.