Значение СТОРОЖЕНКО НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СТОРОЖЕНКО НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ

I

талантливый ученый, род. в 1836 г., воспитывался в Первой киевской гимназии и Московском университете, где окончил курс по историко-филологическому факультету. Был преподавателем в Александровском военном училище и 1-й моск. гимназии, где в 1864 г. прочел пять публичных лекций о Шекспире. Этот писатель и его эпоха сделались предметом специального глубокого изучения для молодого ученого. Два года (1867 — 69) С. провел за границей, преимущественно в Англии. Плодом его занятий были — статья "Шекспировская критика в Германии" ("Вестн. Европы", 1869, октябрь и ноябрь) и диссертация на степень магистра "Предшественники Шекспира" (СПб., 1872). Статья, написанная увлекательно и с горячей любовью к предмету, свидтельствовала о богатой эрудиции и литературном таланте. Обозревая судьбу шекспировских произведений в немецкой критике, С. давал попутно прекрасные характеристики шекспировских типов и вообще шекспировского гения и написал ряд блестящих страниц из истории германской мысли в XIX в. В диссертации С. впервые на русском языке была обрисована не только с ученым, но и с художественным талантом личность Мардо. Автор не затруднялся делать экскурсии в область публицистики, если она помогала ему уяснить для читателей психологию писателя и человека; Белинский призывается в свидетели при суждении о Марло, натуре страстной, гениальной и многогрешной. "Напряженное участие", "лихорадочный интерес", какие чувствовал автор к своему предмету, до конца остаются характерными чертами всех произведений С. и управляют его выбором. С. писал и пишет только о том, во что можно вложить не только труд, но и настроение, о чем можно говорить с воодушевлением, с горячим сочувствием. В год выхода первой диссертации С. был выбран советом Московского унив. на кафедру истории всеобщей литературы. И здесь, как в его занятиях английской драмой, ему суждено было явиться инициатором и стать хронологически и научно во главе преподавания истории всеобщей литературы в Московском унив. До него предмет этот читался профессорами истории русской литературы обходным путем; напр. Тихонравов под именем истории новой русской литературы читал курс истории французской литературы XVII и XVIII вв., при чем собственно на долю истории русской литературы приходились в конце курса лекции 3 — 4. Устав 1863 г. узаконил кафедру всеобщей литературы, и С. первый занял ее как специалист. В свои лекции он внес тот же литературный талант, ту же тонкость художественного чувства и то же гуманное направление, каким отличались его первые учено-литературные труды. В 1878 г. С. защитил диссертацию на степень доктора "Роберт Грин. Его жизнь и произведения". Книга разрабатывала вопрос новый даже для английской ученой литературы, делала в науку ценный вклад из вновь открытых документов и была по достоинству оценена в Англии: ее перевели на англ. яз., и С. был избран одним из вице-президентов Нового шекспировского общества (New Shakespeare-Society). С тех пор деятельность С. шла двумя путями: чтение многочисленных лекций в университете на женских курсах, в театральном училище, членство, потом председательство (с 1894 г.) в литературно-театральном комитете — и одновременно множество оригинальных статей и редактирование переводных сочинений по Шекспиру (Женэ, Коха, Левеса, Брандеса). Под ред. С. вышли также "Испан. ист. лит. Тикнора и "Виктор Гюго и его время". Журнальные статьи С. посвящены разнообразным вопросам по всем главным литературам Европы. Сами темы, выбираемые С., наглядно характеризуют направление его научно-литературной работы: "Философия Дон-Кихота" ("Вестн. Европы", 1885, сент.), "Апостол гуманности и свободы — Теодор Паркер" (публичная лекция, изд. "Посредника", СПб., 1900), "Вольнодумец эпохи Возрождения" (СПб., 1897), "Поэзия мировой скорби", "Юношеская любовь Гете" (в "Сборнике в пользу голодающих",изд. "Рус. вед."), Шекспир и Белинский" ("Мир Божий", 1898, № 3), "Личность Лермонтова" ("Рус. вед.", 1891, 15 июля). В области шекспировской драмы каждая статья С. обличает разностороннего, пока единственного в России знатока предмета. С. принадлежит очерк по истории англ. драмы до смерти Шекспира во "Всеобщ. ист. лит." (ред. Корта и Кирпичникова). Менее обширные статьи: "О сонетах Шекспира" (актовая университетская речь, "Отчет" 1900) — капитальная работа, обнимающая в сжатой форме всю обширную литературу предмета; "Прототипы Фальстафа" ("Артист", 1891, № 15 — исчерпывающая психологическая и историко-культурная характеристика одного из самых сложных шекспировских типов). Рецензия на кн. Чуйко о Шекспире "Дилетантизм в шекспировской критике" замечательна по обилию ученого материала и тонкости анализа. С. написал еще: "Возникновение реального романа" ("Сев. вестн.", 1892, 12), "Щепкин и Шевченко", о Баратынском, о г-же Сталь и мн. др., а также ряд театральных отчетов в "Артисте" ("Артистки соперницы", "Макбет" — о спектаклях Росси). В "Киевской старине" С. время от времени печатает ценные материалы для биографии Шевченко, извлекаемые им из петербургских архивов. С. неоднократно с большим успехом выступал как публичный лектор. Один из популярнейших людей в Москве, он является неизменным помощником и руководителем молодых ученых и начинающих писателей и всегда готов тратить свое время на всевозможные указания и хлопоты ради всякого, кто только нуждается в них. Назначенный библиотекарем в Румяцевский музей, С. в короткое время успел довести до образцовой полноты, какую только позволяли средства библиотеки, ее научные отделы и по собственной инициативе устроил особую общедоступную научно-популярную библиотеку читального зала, непрестанно обновляющуюся и имеющую свой особый капитал. С 1894 г. С. состоит председателем Общества любителей российской словесности и деятельно устраивает его публичные заседания, нередко принимая личное участие в них.

Ив. Иванов. II (дополнение к статье)

ученый; ум. в 1906 г.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.