В широком смысле все движения, происходящие в обществе, могут быть названы С. движениями, но в исторической науке под этим словом разумеются лишь движения, совершающиеся в известных общественных классах, при этом вызывающиеся недовольством их своим положением. В этом именно понимании термина С. движения составляют такой же особенный вид исторических движений, как и те, которым даются названия движений политических, национальных, религиозных и т. д. В действительной жизни разные виды исторических движений между собой переплетаются, и в частности С. движения обыкновенно очень тесно соединяются с политическими или религиозными и т. п. Нередко С. движения прямо составляют основу движений политических или религиозных и даже национальных. Историческая наука не всегда умела обнаруживать С. движения там, где они были, если и обнаруживала их, то относилась к ним как к явлениям второстепенного значения. Так это делалось, например, историками религиозной реформации, которые видели в крестьянской войне 1524—25 гг. только движение побочное, притом еще искажавшее реформацию. По мере того как, с одной стороны, С. движения XIX в., в которых основная сущность обнажалась от политических или религиозных примесей, заставили практически понять их значение, а с другой, в науке выделилась, как особое направление, социальная история (см.), доказывающая в настоящее время и теоретическую их важность — взгляд историков на С. движения стал меняться, и они сделались предметом самостоятельного изучения. С. движения зависят от тех социальных состояний, которые их порождают, и являются попытками разрешения социальных вопросов своего времени. В обществах, где существовало рабство или крепостничество, восстания рабов или крепостных были С. движениями, как в XIX в. имели то же значение все движения, происходившие среди пролетариата. Каждая эпоха имела свой социальный вопрос, в зависимости от данного строя общества, характер же С. движений в разные эпохи определялся кругом идей, в котором вращались умы. Например, наиболее важные С. движения реформационной эпохи имели характер, во-первых, крестьянский, во-вторых, религиозно-сектантский, тогда как в С. движениях XIX в. участвуют главным образом городские рабочие, а идейная их сторона обуславливается учениями социалистов, коммунистов и т. п. Так как быть недовольными своим положением или стремиться к его изменению могут разные общественные классы, то и С. движения могут происходить в разных классах общества. Но естественно, что всего чаще возникают С. движения в классах наименее обеспеченных. Движения, происходящие в высших классах общества, обыкновенно принимают политический характер, вследствие чего социальная их подкладка до известной степени стушевывается. В то время как неимущие или несвободные желают только улучшить свое социальное положение, имущие классы стремятся сделаться правящими или даже господствующими. Самое стремление к господству имеет в основе своей желание упрочить данное социальное состояние, т. е. обеспечить известное взаимоотношение социальных классов, тогда как всякое С. движение так или иначе стремится его разрушить. Вот почему С. движения всегда направлены снизу вверх, будет ли то, например, движением рабов и крепостных против своих господ или, как это тоже не раз случалось, мелкого и среднего дворянства против высшей аристократии, мелкой буржуазии против крупной и т. п. Сами С. движения принимают разные формы, начиная от стихийных взрывов народного недовольства и кончая правильно организованными партиями с более или менее ясно сформулированными программами. Хотя С. движения и ставят своей целью осуществление известных политических или религиозных целей, но последние в таких случаях являются лишь средствами для переустройства общественной жизни. Нередко С. движения совершаются во имя идеализированной старины, когда будто бы не было никаких общественных зол, но чем больше вносится в жизнь элементов сознания, тем все более С. движения принимают характер стремления к лучшему будущему, с совершенно новыми, никогда еще не осуществлявшимися в действительности формами. Во всех периодах всемирной истории встречаются С. движения. В классической древности они имели форму восстания рабов, из которых некоторые принимали грозные размеры (см.). В средние века С. движения выражались большей частью в форме крестьянских бунтов, из которых особенно замечательны жакерия (см.) во Франции, восстание Вата Тэйлера (см.) в Англии, оба в XIV веке, и крестьянская война (см.) в Германии, в эпоху реформации. Революции нового времени тоже имели характер С. движений, в особенности французская революция 1789 г. и революция 1848 г., которой предшествовало сильное брожение в рабочих классах общества. Некоторые факты, относящиеся к этой области, получили особое значение, как-то: коммунистический заговор Бабефа (см.), в эпоху французской революции, чартизм (см.) в Англии, коммунистические и социалистические общества XIX в. и т. п. См. Социалистические партии.Н. К.
Значение СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012