любитель искусства и писатель по его части, род. в 1830 г., получил образование в СПб. ларинской гимназии и Унив. по физико-математич. факультету, в бытность гимназистом посещал классы СПб. рисовальной школы для приходящих, а затем учился рисованию и живописи у академика Будияна. По окончании университетского курса, в 1854 г., занимался преподаванием математики в частных домах и пансионе Г. Эмме, в 1855—59 гг. преподавал физику в Горном институте, а в 1858—59—в офицерских классах Морского кадетск. корпуса. В 1859—62 гг. печатал в "Журн. Мин. Пут. Сообщ." свой перевод с итал. языка на русский классического сочинения Галилея: "Разговоры и доказательства относительно законов движения", снабженный предисловием и примечаниями (труд, оставшийся недопечатанным). Не чувствуя, однако, особенной любви к математике и предаваясь мало-помалу влечению к искусству, он вскоре бросил карьеру педагога и стал изучать историю художеств, интерес к которой усилили в нем многократные поездки в чужие края, где он имел возможность близко знакомиться с памятниками живописи и других отраслей искусства. С 1857 г. стал помещать статьи преимущественно художественно-исторического и художественно-критического содержания в разных повременных изданиях и состоял сотрудником в "СПб. Ведомостях" Очкина, Корша и Баймакова. В 1859 г. выпустил в свет описание картинной галереи Имп. Эрмитажа — первое доступное для публики руководство для обзора этой галереи. С 1863 по 1886 г. служил при Имп. академии наук управляющим канцелярией ее конференции, переводчиком Академии и помощником редактора академических "Записок". В 1871 г., за содействие к развитию в среде русских художников искусства гравирования ? l'eau-forte и за издание руководства по этому предмету, был избран Академией худ. в ее почетн. вольн. общники. В 1872—74 гг., по поручению этой Академии, приводил в порядок ее картинную галерею и составил описательный каталог этой галереи (три части, СПб., 1872—86; первая часть доставила автору Уваровскую премию), в 1870-х г. помещал при отчетах Акад. худ. краткие биографии ее умерших членов, участвовал в нескольких комиссиях, назначавшихся при Академии по разным художественным вопросам, в 1878 г. был командирован в Париж на всемирную выставку в качестве комиссара русского художественного отдела и члена международного жюри. С 1878 г. состоит действ. членом имп. общества поощрения худож. и с 1880 г. бессменно заседает в комитете этого общества. В 1883—90 гг. редактировал журнал "Вестник изящн. искусств", издававшийся при Акад. худ., в 1883—89 гг. читал лекции истории изящн. искусств на СПб. высших женских курсах, в 1886 г. занял должность старшего хранителя Имп. Эрмитажа по отделению картин, гравюр и оригинальных рисунков и с того времени посвящает свою деятельность главным образом содержанию в порядке, пополнению и описанию вверенных ему коллекций. С 1891 г. состоит сотрудником в издании настоящего Словаря и редактирует в нем отдел изящн. искусств. Важнейшим из трудов С. должен считаться подробный трехтомный каталог картинной галереи Эрмитажа, составленный согласно всем новейшим требованиям науки, по образцу лучших каталогов западно-европейских галерей (вышел в свет 1-м изданием на русск. языке в 1889—95 гг., на франц. в 1891—95). Из статей С., появившихся в периодических изданиях, наиболее значительные: "Карл Павлович Брюллов и его значение в русском искусстве" ("Пчела", 1876 г.; отдельная брошюра, СПб., 1899), "Антуан Вирц, бельгийский живописец" ("Свет", научно-художеств. журнал Н. Вагнера, 1877), "Павел Андреевич Федотов" ("Пчела", 1878) и "Женщины-художницы" ("Вестн. изящн. иск.", т. I).
Значение СОМОВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СОМОВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012