(греч.) — догматическая теория, по которой человек должен сам "содействовать" своему исправлению. Блаженный Августин отрицал возможность всякого подобного содействия, в противоположность учению пелагианства и полупелагианства (см. Пелагий). Взглядов Августина придерживался и Лютер, но Меланхтон и его последователи признавали волю искони присущею человеку способностью содействовать божественной благодати; это учение перешло и в лейпцигский интерим (см.), его же придерживался Ф. Штригель; лишь после того, как Иог. Пфеффингер в Лейпциге в своем сочинении "De libero arbitrio" (1555) также примкнул к этому учению, Амсдорф и Флациус в Иене возбудили в 1558 г. так назыв. "синергистический спор". Жители Виттенберга приняли сторону Пфеффингера, но герцогский двор официально отверг учение С. (в так назыв. "Konfutationsbuch", 1559); защитники его, Штригель и Гюгель, были посажены в тюрьму (в 1559 г.). В 1560 г. на диспуте в Веймаре Флациус объявил, что первородный грех есть сущность человека. Спор закончился составлением формулы конкордии (см.). Новейшее лютеранство вновь приблизилось к С., с той оговоркой, что содействие человека при исправлении происходит не с помощью его естественных сил, а с помощью сил, дарованных ему благодатью.
Значение слова СИНЕРГИЗМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СИНЕРГИЗМ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012