Значение слова СВЯЩЕННЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СВЯЩЕННЫЕ

Священные сосуды. - Под именем С. сосудов по преимуществу разумеются,во-первых, сосуды, употребляемые при совершены таинства евхаристии, както потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых,сосуд для хранения св. мира. К этим сосудам церковь не дозволяет дажеприкасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира. В более общемсмысле С. называются все сосуды и вещи, употребляемые присвященнодействиях православной церкви. Священные сосуды также древны вцеркви христианской, как древне самое богослужение. Важнейшую частьхристианского богослужения всегда составляли таинства, а для ихсовершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужныбыли некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были избыта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, онистановились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенноеупотребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценныецерковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких другихсредств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но ив этом случае сосуды, по большей части, переливались, и, таким образом,отдавался в употребление металл, а не самые сосуды. Хранение С. сосудовцерковь всегда имела на своем попечении, для чего устраивалось особоепомещение в храмах (сосудохранительница, skeuojulakion), находившеесяпод надзором диаконов или других поставленных для того лиц. В древностиС. сосуды бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные иоловянные, а также драгоценные, сделанные из серебра и золота иизукрашенные драгоценными камнями. Все зависело не столько отположительных правил, сколько от обстоятельств, в которых находиласьцерковь, от усердия верующих и отчасти от самого назначения сосудов.Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых исеребряных. В православной церкви издавна принято за правило чтобыпотир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или,по крайней мере, из олова, но отнюдь не из дерева, или стекла, или меди;чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копье -железное. Для прочих сосудов вещество строго не определено, нообыкновенно и они устраиваются соответственно великолепию целого храма.См. В. И. Долоцкий, "О С. сосудах и других вещах, употребляющихся прибогослужении в православной церкви" ("Христианское Чтение", 1852, ч. 1);П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890);архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православномбогослужении" (Тверь, 1886).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.