Значение слова САМАРЯНЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое САМАРЯНЕ

Под именем С. (??????????) разумеется народ, занявший область десятиколенного израильского царства после разрушения его ассириянами. Имя С., происшедшее от главного города разрушенного царства (см. Самария), усвояется этому народу в новозаветных книгах (Иоанн. IV, 9; ср. Матф., X, 5; Лук. X, 30—37), у Иосифа Флавия и писателей церковных; однажды, в форме schomronim, встречается оно и в Ветхом Завете (4 Цар. XVII, 29). Сами С. употребляют иногда это имя в сокращенной форме schomrim ("стражи") и толкуют его в смысле указания на особую их миссию — охранять закон, данный Моисеем. В таком же смысле объясняли название самарянского народа и некоторые церковные учители (св. Епифаний, блаж. Иероним). В своих сочинениях и письмах С. обыкновенно называют себя не schomrim, а "сынами израилевыми, сынами Иосифа", так как они верят в происхождение свое от еврейских патриархов. В Талмуде и в раввинской литературе С. известны под именем кутийцев (Kutiim), вероятно потому, что автор 4-х кн. Царств, говоря о происхождении смешанного самарянского народа, на первом месте упоминает жителей города Куты. По своему этнографическому составу С. были народом смешанным, образовавшимся из слияния колонистов, вышедших из различных областей ассирийской монархии, с остатками израильского народа, отведенного в плен. Переселенные в чужую страну, колонисты продолжали сначала жить по своим отеческим обычаям и чтили своих прежних богов; некоторые приносили даже человеческие жертвы Адрамелеху и Анамелеху (4 Цар. XVII, 30). Вскоре, однако, последовала перемена в жизни колонистов и в их отношениях к туземцам. В опустошенной стране явились стаи львов, от которых много страдали колонисты (4 Цар. XVII, 26). С целью умилостивления Бога страны и отвращения несчастья, С. установили у себя служение Иегове. Для научения колонистов закону по повелению ассирийского царя был отправлен в Самарию священник, который поселился в Вефиле. Вскоре, нужно думать, явилось несколько других священников, и таким образом в Самарии был снова восстановлен израильский культ Иеговы на высотах. С., как обратившиеся из страха пред львами, впоследствии получили от евреев прозвание "прозелиты львов". Не забывали С. и своих прежних богов, но религия иудейская продолжала у них упрочиваться, способствуя обединению ассирийских колонистов в один народ и вытесняя постепенно прежние языческие верования. Этот процесс закончился только три столетия спустя, после поселения С. на израильской территории. По возвращении евреев из плена С. хотели принять участие в строении храма Иерусалимского, но так как им было отказано в этом, то они всячески старались вредить евреям (1 Ездр. гл. IV); они построили себе собственный храм на горе Гаризим; первым первосвященником в нем был Манассия, отлученный от алтаря в Иерусалиме за супружество с самарянкою, которую он не хотел оставить (Неем. XIII, 28). Иоанн Гиркан разрушил самарийский храм, Самарию разорил до основания, а Самарийскую область сделал частью Иудеи. Помпей освободил С.; римляне предоставили им самостоятельность в делах гражданских и религиозных (Иоан. IV, 20—22). Когда сын Ирода Великого, Архелай, потерял престол и сослан был в Галлию, Самария вместе с Иудеей перешла в непосредственное управление римлян. Над обеими провинциями был поставлен прокуратор, который имел местопребывание иногда в Кесарии, иногда в Севастии. После удаления Понтия Пилата ряд римских прокураторов в Палестине на время прервался, так как внук Ирода Великого, Агриппа, получил от Клавдия все области своего деда, с титулом царя. По смерти Агриппы Самария снова перешла во власть римских прокураторов. Восстание евреев против римлян, окончившееся разрушением Иерусалима, возбудило жажду свободы и у С. Они заняли гору Гаризим, решившись сопротивляться римлянам. Измученные голодом и жаждой, С. вступили с осаждающими в битву, которая кончилась полным их поражением. Подобно евреям, С. были рассеяны по всему востоку и западу, образовав большие колонии в Египте, Дамаске, Антиохии и многих других местах древнего мира. После этого о С. впервые упоминается только во время Адриана, по поводу восстания евреев. Ряд скудных известий о С. совершенно прерывается с Септимия Севера до начала IV века. Только из некоторых неясных данных можно заключить, что С. в это время была предоставлена свобода религии; но частые войны и смуты, от которых страдала в то время восточная половина Римской империи, не могли не касаться и С., и положение их не могло быть особенно счастливым. Со времени Константина Великого, когда христианство сделалось господствующей религией в Римской империи, положение С. изменилось. Места, священные для них, сделались собственностью христиан и стали украшаться христианскими храмами. Многие из преемников Константина в своем усердии доходили до принудительного обращения в христианство язычников и еретиков, предпринимая подобные меры и по отношению к С. Строгие законы Феодосия II Младшего, Юстиниана I и Юстина II, лишавшие палестинских С. почти всех прав (по закону Юстиниана II, изд. в 572 г., С., за исключением землевладельцев, не могли совершать завещания, принимать дарственные записи, получать наследство; они не допускались ни к государственным должностям, ни к военной службе, не могли иметь рабов-христиан, не имели права заниматься адвокатурой и обучением юношества), с одной стороны укрепляли в С. ревность о религии отцов, а с другой возбуждали ненависть к христианам и христианскому правительству. Время правления христианских императоров в истории С. является временем частых восстаний, нередко принимавших большие размеры, сопровождавшихся страшными жестокостями и наводивших ужас на всю Палестину. В неравной борьбе самарянский народ истощил свои последние силы и дошел до окончательной почти погибели; самаряне надолго почти совершенно исчезают из истории. Остаток С., сохранивший веру отцов, скоро перешел под иго ислама. Тяжелые условия жизни в Палестине заставляли многих С. покидать отечество и искать для жительства мест более удобных. С другой стороны, и различные завоеватели Палестины обыкновенно часть покоренных жителей переселяли в другие области. Вследствие этого уже в очень раннее время появляются самарянские колонии в Египте, Сирии, Риме, Вавилоне и др. местах. Самой древней и наиболее значительной была колония С. в Египте, возникшая еще в эпоху Александра Великого и увеличившаяся новыми переселенцами, которых привел с собою Птолемей Лаг, завоевавший Палестину в 321 г. С течением времени самарянская колония в Египте постепенно уменьшалась; однако С. просуществовали в Египте до конца XVII в. Египетские С. пользовались почти все время свободой религии и имели свои синагоги. В древности они занимались мореплаванием и торговлей. По свидетельству путешественника XV в., Обадии, главным их занятием в его время были банкирские операции и исполнении различных поручений при должностных лицах. Благодаря этому некоторые С. приобретали большие богатства. В самарянской хронике (El-Tolitoth) упоминается о богаче Иакове, который благотворил всем самарянским общинам, стяжал себе этим большую славу и приобрел даже прозвание "царя израильского", "отца милосердия". В Талмуде упоминается самарянская колония в Вавилоне. Были также С. в Тире, Аскалоне, Кесарии, Яффе, Газе и даже в Иерусалиме; о существовании их в Газе и Яффе упоминается еще в начале нынешнего столетия. Некогда всего больше переселенцев из Самарии было в Сирии, особенно в Дамаске, но после XVII в. о них здесь совсем не слышно. Все самарянские общины вне Палестины некогда признавали главенство общины сихемской или наблусской, от нее получали различные предписания и ежегодный календарь, к ней обращались за разрешением важных религиозных вопросов, туда присылали пожертвования на потребности богослужения и для гробов праотцов. Только на священном Гаризиме могли эмигранты праздновать свои великие праздники. — Из христианских путешественников впервые обратили внимание на наблусских С. Вильгельм фон-Бальдензель и Джон Мондевилль, в первой половине XIV века. Они сообщают, что С. представляют особую секту, отличную сколько от христиан, столько же от евреев, магометан и язычников, выдаваясь красными тюрбанами. Путешественники последуюшего времени редко посещали Наблус; по сведениям Робинзона, о С. не упоминает ни один пилигрим до конца XVI в. В конце XVI в. европейцы проявляют большой интерес к С. Иосиф Скалигер пытался завязать письменные сношения с С.; его примеру последовали и другие ученые. Через посредство Роберта Гонтинтона (впоследствии епископа в Ирландии), посетившего в 1671 г. Наблус, Общество оксфордских ученых переписывалось с С. В 1684 г. немецкий ориенталист Лудольф через палестинского еврея Иакова Леви завязал сношения с С., которые с полным доверием написали ему три ответных письма: в них С. излагают свое вероучение, а затем, указывая на свою бедность и тяжелое положение, просят милостыни. В начале настоящего столетия переписка европейских ученых с С. возобновилась. Французский сенатор Грегуар, занимавшийся изучением различных христианских общин и иудейских сект, предложил ряд вопросов о С. французским консулам в Леванте. В полученных в 1808 г. ответных письмах сообщались краткие сведения о религиозных воззрениях и тогдашнем состоянии самарян, но так как они были собраны не в Наблусе, а от трипольскнх и алеппских евреев, то они не во всем были точны. Алеппский консул Корансе завязал по этому поводу письменные сношения с наблусской общиной и с самим первосвященником ее, Салеме бен-Товией. Ответ последнего был доставлен известному ориенталисту Сильвестру Де-Саси, и позже получавшему письма от С.; они писали и самарянской общине в Париже. В письмах С. выражалась уверенность, что шестьсот лет тому назад франками, покидавшими Палестину, увезено в Европу много С. из Кесарии и других городов; при этом сообщалось, что 100 лет тому назад наблусские С. получили от своих соплеменников, живущих в Европе, письмо и книгу закона. В одном из своих ответных писем Грегуар пытался рассеять это заблуждение. Турецкий гнет заставлял С. не один раз искать покровительства и защиты в Европе: в 1842 г. они обратились с просьбой о помощи к французскому правительству, оставившему ее без внимания. В 1853 г. С. обратились с просьбой о защите от турок к королеве Виктории; их посол, Якуб еш-Шеляби, нашел влиятельных покровителей и выполнил миссию свою с успехом. Сведения о позднейшем самарянстве дают нам ученые путешественники по Палестине — Робинзон, Сольси, Петерман, проживший в Наблусе долгое время, Варрен, Сепп, Кондер, Кауч, Штрак и др. Из русских путешественников долго жил у С., пользовался их доверием и хорошо изучил их проф. Левисон; посетили Наблус также А. С. Норов и проф. A. A. Олесницкий. По сведениям названных ученых, самарянская община в настоящее время ограничивается только теми С., которые живут в Наблусе (древнем Сихеме). Они занимают часть города, ближайшую к подошве Гаризима, имеют свою небольшую синагогу, строго хранят свои древние обряды и живут замкнутой жизнью. Внутренними делами общины заведует первосвященник, который решает вопросы о наследстве и всякие споры; он пользуется безусловным авторитетом и руководится законом Моисея. В 1884 г. в самарянской общине числилось 53 мужчины, 46 женщин, 36 мальчиков и 16 девочек, всего 151 чел. Охраняя чистоту своей крови, С. обыкновенно не заключает браков с иноплеменниками и потому число их не увеличивается. Они стоят совершенно в стороне от движения современной жизни, не поддаваясь никаким посторонним влияниям. См. прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. III, СПб., 1883); Д. Афанасьев, "Учебное руководство по библейской истории ветхозаветной церкви" (Ставрополь, 1890); А. Лопухин, "Руководство к библейской истории Нового Завета" (СПб., 1889); его же, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий"; А. Олесницкий, "Святая Земля" (т. II), статьи в "Воскресном чтении" (т. XI, XXXIV и др.) и "Владим. епарх. ведом." (1886, 15); А. Норов, "Путешествие по Святой Земле, в 1835 г." (ч. II, СПб., 1844); Елисеев, "Самаряне и их Пятикнижие" ("Русский паломник", 1888, 18); E. Марков, "Путешествие по Святой Земле" (СПб., 1891); архим. Антонин, "Доктор Сепп у самарян" ("Труды Киевской дух. академии", 1875, 10); Вл. Рыбинский, "Очерки истории самарян" ("Труды Невской дух. академии", 1895, март, ноябрь; 1896 май; здесь указана иностранная литература о самарянах и самарянстве).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.