Рыцарство. - P., как военное и землевладельческое сословие, возниклоу франков в связи с переходом, в VIII в., от народного пешего войска кконному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оновыработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху крестовыхпоходов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов,замкнулось в наследственную аристократию, сознававшую себя международнымвоенным орденом. Усиление государственной власти, перевес пехоты надконницей, изобретение огнестрельного оружия, создание постоянного войскапревратили феодальное рыцарство, к концу средних веков, в политическоесословие нетитулованной знати. - Еще в VII в. у франков преобладаетпешее войско свободных, а на конях являются только дружинники короля(антрустионы); но затем от вестготов, в связи с нападениями арабов,проникает и во франкское государство конный строй. Так как свободнымкрестьянам было не под силу нести конную службу в отдаленных походах, тоКаролингам, для создания конницы, пришлось опираться на сеньорат, наотношение между сеньором и его зависимыми людьми. Потребность вовсадниках вызвала при Карле Мартелле и его сыновьях раздачу церковныхземель на условиях прекария. Карл Мартелл раздавал церковные земли своимдружинникам (газиндам) и требовал от них конной службы. Затем на тех жеусловиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции. С VIII в.для состояния газиндов является имя вассов, вассалов. Свободный, но, понедостатку собственности, неспособный к несению конной службы человекмог, как вассал, получить бенефиций или, как поселенец (Hintersasse) -участок оброчной земли. Наделение оброчной землей преследовалохозяйственные цели, раздача бенефиций - военные. В вассальные отношениястановились отчасти свободные люди, отчасти несвободные. Свободныйстановился вассалом путем коммендации (mаnibus incites se tradit) иприносил своему сеньору присягу на верность (per sacramenitum fidelitaspromittitur). В конце VIII в. присяга на верность требуется и отнесвободных (servi), которые получали бенефиции или должности(ministeria) или становились вассалами. Карл Вел. еще применял в своихвойнах пехоту; Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В865 г. от владельца 12 гуф земли требовалась кольчуга или чешуйчатыйпанцирь, т. е. принадлежности тяжелой конницы; легкая конница должнабыла являться с копьем, щитом, мечом и луком. Везде ниже панцирныхрыцарей свободного состояния (milites) стояли легковооруженные всадники,несвободные по происхождению (vavassores, caballarii). Из оброчногонаселения можно было подняться в министериалы, получив должность придворе сеньора, нести службу легковооруженного всадника, а затем,заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и статьрыцарем. Таким путем из среды несвободных выделился привилегированныйкласс дворовых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатыхфеодалах. Они занимали при феодальных дворах, подражавших дворукоролевскому, придворный должности - маршалка, сенешалка, шенка,кеммерера - или должности в домовом и поместном управлении - ключников,старост, - или несли конную службу, как вестники и конвойные. Сразвитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались крыцарской службе. В Германии министериалы с XI в. составляют особоесословие динcтмaннoв (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободногосельского населения, тотчас позади свободных рыцарей. Признаком ихнесвободного состояния являлась невозможность бросить службу попроизволу. Преимущества сословия министериалов побуждали свободных, а споловины XII в. - даже знатных добровольно подчиняться сеньорам, направах министериалов. Это повышало положение класса в общественноммнении. Первое место среди министериалов принадлежало динстманнам короляи духовных князей (Reichsdienstmannen), далее шли министериалы светскихкнязей. Прелаты, не равные князьям, и свободные феодалы не-князьядержали если и не динстманнов, то всетаки несвободных рыцарей, стоявшихниже министериалов. В южной и западной Германии такие milites (eigeneRitter) встречались даже на службе у тех же динстманнов. В Австрии иШтирии герцогским динстманнам удалось во второй половине XIII в.сравняться с местной знатью (они стали Dienstherren); их место, какдинстманны, заняли несвободные рыцари (Eigenmannen). В севернойГермании, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать споловины XII в. стала массами переходить в министериалы. Право являтьсяв графском суде и быть шеффенами с половины XIII в. везде признано задинстманнами. В XIV веке совершенно забыто их несвободное происхождение,память о котором до XV в сохранилась для eigene Ritter. В XII в. рыцарисвободные и рыцари-министериалы различались как ordo equestris maior etminor. Переход новых слоев несвободных классов или свободного, но невоенного населения в рыцарство был задержан в половине XII в.; сГогенштауфенов немецкое Р. замыкается в наследственное сословие.Постановление Фридриха I от 1156 г. (Constitutio de расе tenenda)запрещало крестьянам носить копье и меч; даже купец не смеетопоясываться мечем, а должен привязывать его к седлу. Эта конституциявводить и понятие о рыцарском происхождении (Ritterburtigkeit); miles(всадник) имеет право на поединок, если может доказать свое рыцарскоепроисхождение (quod autiquitus cum parentibus suis natione legitimusmiles existat). По Саксонскому зерцалу у истинного рыцаря (von ridderesart) уже отец и дед должны были быть рыцарями. Другая конституцияФридриха I (Constitutio contra incendiarios, 1187 - 88 гг.) запрещаласыновьям священников, диаконов и крестьян опоясываться мечемпо-рыцарски. Во Франции знатными людьми считались собственники знатныхземель, т. е. феодов (fiefterre); вторым признаком знатности сделалосьдопущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и попадали иногда врыцари, но преобладающим правилом было, что в рыцари посвящался владелецлена. Наделенные ленами министериалы, т. е. люди несвободных состояний(sergent fieffe, serviens), приравнивались к вавассорам, т. е. к низшейзнати. Пока владение феодом было главным признаком знатности, горожане идаже крестьяне могли приобретать ее простой покупкой ленов. В конце XIIIв. покупка феодов незнатными людьми была затруднена тяжелым побором(droit de franc-fief), но в это время в знать можно было попадать и попожалованию (lettre d'anoblissement) суверена; право пожалования в знатьстало привилегией короля. В Англии право посвящать в рыцари (knight)рано стало прерогативой короны. Генрих III и Эдуард I требовалиобязательного посвящения в рыцари от любого ленника, владевшегоежегодным доходом с земли не ниже 20 фн. Факт владения цензом взял верхнад происхождением лица. Влияние церкви на военное сословие шло сначалачерез присягу на верность, затем через присягу земскому или Божьемумиру, наконец - через обряд освящения оружия перед вручением его воинупри достижении зрелости. "Верность" включает в себя исполнениехристианского долга служить Богу, соблюдение государева мира поотношению к церквам, вдовам, сиротам, обязанность блюсти справедливостьи т. п. Земский и Божий мир (treuga и pax), скрепляемый присягой,устанавливается государями и соборами. Pax охраняет от насилий всеневоенное население - клериков, женщин, купцов, крестьян; treugaограничивает распри между самими рыцарями. - Уже во времена Тацитавручение оружия молодому германцу в присутствии народного собранияозначало признание его совершеннолетним; оружие вручал кто-либо извождей племени, или отец, или родственник юноши. Карл Вел. в 791 г.торжественно опоясал мечем своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в838 г. - своего 15-летнего сына Карла. Этот германский обычай лег воснование средневекового посвящения в рыцари, как в члены военногосословия, но был прикрыт римским термином; возведение в рыцари всредневековых латинских текстах обозначалось словами: "надеть воинскийпояс" (cingulum militare римского солдата). Рыцарем долгое время могбыть сделан каждый, но на деле обыкновенно посвящались только сыновьярыцарей (дамуазо). "Дамуазо" проходили школу Р. при дворах своих будущихсеньоров, в звании оруженосцев (ecuyer). Сначала Р. давалось, погерманской традиции, в 12, 15, 19 лет, но в XIII веке заметно стремлениеотодвинуть его к совершеннолетию, т. е. 21-му году. Посвящение чащевсего совершалось в праздники Рождества, Пасхи, Вознесения,Пятидесятницы; отсюда вытек обычай "ночной стражи" накануне посвящения(veillee des armes). Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще всегоэто делали родственники посвящаемого; сеньоры, короли и императорыстремились утвердить это право исключительно за собой. Посвящение вХI-II вв. еще просто. К германскому обычаю вручения оружия прибавилисьсначала только обряд подвязывания золотых шпор, облачение кольчуги икаски, ванна перед облачением; colee, т. е. удар ладонью по шее, вошел вупотребление позднее. К концу обряда рыцарь вспрыгивал, не касаясьстремени, на лошадь, скакал галопом и ударом копья поражал манекены(quintaine), утвержденные на столбах. Иногда сами рыцари обращались заосвящением оружия к церкви; таким образом стало проникать в обрядхристианское начало. Под влиянием церкви германский военный обрядстановится сначала религиозным, когда церковь только благословляет меч(Benir l'epee, в XII в.), а затем и прямо литургическим, когда церковьсама опоясывает рыцаря мечем (ceindre l'epee, в XIII в.). В древнихепископских обрядниках различают Веnеdictio ensis et armorum(благословение оружия) от Benedictio novi militis (посвящение рыцаря).Древнейшие следы посвящения рыцаря церковью найдены в римской рукописиначала XI в., но затем до XIII в. нет следов Benedictio novi militis;можно думать, что этот обряд возник в Риме и распространился оттуда.Удар при посвящении в рыцари впервые упоминается в начале XIII в. уЛамберта Ардрского (Lambertus Ardensis), в истории графов де Гинь ид'Ардр (здесь канцлер Фома Бекет опоясывает меч, подвязывает шпоры идает алапу молодому графу Балдуину де Гинь, служившему у него в качествеmiles Edelknappe; в 1181 г. гр. Балдуин де Гинь сам дает алапу,опоясывает меч и подвязывает шпоры своему сыну Арнольду, уже испытанномувоину). Алапа проникла и в церковный обряд Benedictio novi militis. Поепископскому обряднику Гильома Дюран, епископ, после обедни, приступаетк благословению меча, который обнаженным лежит на жертвеннике; затемепископ берет его и влагает в правую руку будущему рыцарю; наконец,вложив меч в ножны, опоясывает посвященного, со словами: Accingeregladio tuo super femur etc. (да будут препоясаны чресла твои мечом);братски целует нового рыцаря и дает alapa, в виде легкого прикосновениярукой; старые рыцари привязывают новому шпоры; все оканчиваетсявручением знамени. Рыцарский удар распространялся во Франции с севера.Современники видели в нем испытание смирения. Для несвободных всадниковпринятие в рыцари было равносильно освобождению, а потому вероятноименно при их посвящении и появляется впервые colee-удар, который надо втаком случае сопоставить с римской формой освобождения per vindictam,сохранявшейся до VIII в. (формула отпуска раба на волю в церквисоставлена по формуле освобождения per vindictam; в англонорманскомправе встречается освобождение в народном собрании графства, путемвручения оружия). Под влиянием церкви окончательно сложились и заповедиР. В 1330 г. Гильом, граф д'Остреван, получил, как рыцарь, следующиенаставления от епископа города Камбрэ: ежедневно слушать натощак обедню;если нужно, умереть за веру; покровительствовать вдовам и сиротам; неначинать войны без причины; не поддерживать несправедливого дела, нозащищать невинно угнетенных; во всех делах соблюдать смирение; охранятьимущество своих подданных; не предпринимать ничего враждебного противсвоего сеньора. В Германии древний обряд при посвящении в рыцари знаеттолько опоясывание мечем при совершеннолетии (Schwertleite);существование "удара" (Ritterschlag) до XIV в. не доказано. ГрафВильгельм Голландский не был еще посвящен в рыцари, когда в 1247 г. егоизбрали римским королем. У Иоганна Беки (ок. 1350 г.) сохранилосьописание его посвящения в рыцари путем удара. Рыцарь должен быть "m. i.l. e. s.", т. е. magnanimus (великодушный), iugenuus(свободнорожденный), largifluus (щедрый), egregius (доблестный),strenuus (воинственный). Рыцарскою присягою (votum professionis)требуется, между прочим: ежедневно слушать обедню, подвергать жизньопасности за католическую веру, охранять церкви и духовенство отграбителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливой среды инечистого заработка, для спасения невинного идти на поединок, посещатьтурниры только ради воинских упражнений, почтительно служить императорув мирских делах, не отчуждать имперских ленов, жить безупречно передГосподом и людьми. Распространение в Германии colee могло быть в связи сфранцузским влиянием при Карле IV. Рыцарский удар теперь получал тот,кто уже раньше владел оружием, тогда как в старые времена вручениеоружия при совершеннолетии и посвящение в рыцари всегда совпадали.Простое вручение оружия осталось обязательным для каждого воина;торжественное освящение меча, золотые шпоры и "удар" стали признакомпринятия воина в рыцарский орден. Молодой человек, получивший оружие,становится оруженосцем (scutarius, Knappe, Knecht, armiger, ecyyer). Нотак как P. в социальном отношении замкнулось в высший слой военнойзнати, то из "оруженосцев" попадают в рыцари только сыновья рыцарей(chevalier, Ritter, knight); несвободные, повышаясь и получая тяжелоерыцарское вооружение, не называются теперь рыцарями, а попадают в средузнати как низший ее слой, под тем же именем "оруженосцев", котороесыновья рыцарей (Edelknecht, armiger nobilis) носят временно, передпосвящением в члены ордена. Р. становится не столько учреждением,сколько - по примеру Франции - идеалом для всего военного сословиясредних веков. Поэтому не в анналах, а в поэзии (былины о поколенияхгероев, Chansons de geste XI в., в рукописях XII - XIII вв.) ярче всегозапечатлелись образы рыцарей. Рыцарские доблести - мужество (pronesse),лояльность (loyaute), щедрость (largesse), благоразумие (le sens, всмысле умеренности), утонченная общительность (courtoisie), чувство,чести (honneur); рыцарские заповеди - быть верующим христианином,охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, бытьмужественным в битве повиноваться и быть верным сеньору, говорить правдуи держать свое слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, боротьсяпротив зла и защищать добро и т. п. Позднее романы "Круглого Стола"вообще труверы и миннезингеры поэтизируют переутонченное придворноерыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев,заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть икульт дам; долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, каксуществу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины ислужение даме сердца, по большей части замужней женщине, стоящей пообщественному положению выше поклонника. Столетняя война между Франциейи Англией в XIV в. внесла идею "национальной чести" в среду Р. обеихвраждебных стран; идея национального соперничества в рыцарской доблестиоживляет лучшие стороны сословия. Фруассар, в хрониках, посвященныхпреимущественно истории столетней войны, прославлял современное емуфранцузское и английское Р. (напр. Эдуарда III и коннетабля БертранаДюгеклен); французский шамбеллан той же эпохи, Жоффруа де Шарни(Charny), написал целый трактат о рыцарстве. В отдельных воинахпервоначальный идеал Р. воскресал иногда и в XVI веке - напр. в Баярде,рыцаре без страха и упрека, в императоре Максимилиане I, - но, какучреждение, Р. в сущности умерло вместе со средними веками. О вооружениирыцарей см. Доспех и Оружие. Когда тяжеловооруженные рыцари защищалисебя одними только кольчугами, тогда (в XI - XII вв.) легковооруженныевсадники являлись в битву совершенно без металлических доспехов; но вXIII в., по мере того, как тяжеловооруженная конница запасаетсянагрудниками и корсетами, у легковооруженных всадников появляетсякольчуга. Каждый тяжеловооруженный рыцарь брал с собой в битву трехлошадей и одного, двух или трех оруженосцев, которые обыкновеннонабирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, не получивших ещепосвящения в рыцари; эти оруженосцы первоначально шли в битву пешими иоставались во время схваток сзади линии, с запасными лошадьми и оружием.Когда в XIV в. укоренился среди рыцарей обычай спешиваться во времябитвы, то оруженосцы стали набираться из легких всадников; счетрыцарскому войску стал идти по "копьям", считая по три всадника на однорыцарское копье. На Рейне для той же рыцарской единицы появилосьназвание "gleve" (glaive). Обыкновенным построением для отряда рыцарей всредние века был cuneus. т. е. клин. На такой "клин" иногда шлонесколько сотен рыцарей, а иногда несколько тысяч. Чаще всего всерыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна задругой, а каждая боевая линия распадалась на "клинья" и имела центр идва крыла. В связи с военным бытом Р. зародились во Франции турниры иоттуда проникли уже в Германию и Англию (соuflictus gallici).Памятниками средневекового Р. остаются замки XII - XIV вв. С одичаниемР. такие замки превращались иногда в разбойничьи гнезда, опорные пунктыдля систематического грабежа соседей и проезжающих (Raubritter).Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь уничтожения в Германии большогочисла разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей. См. Gautier, "LaChevalerie" (Пар., 1884); Roth von Schreckenstein, "Die Ritterwurde undder Ritterstand" (Фрейбург на Бр., 1886); Alwin Schulz, "Das hofischeLeben zur Zeit der Minnesinger" (1879 - 80, 2 изд., 1889); Kobler, "Die Entwickelung des Kriegswesens undder Kriegfubrung in der Ritterzeit". Популярный очерк дает Henne amRhyn, "Geschichte des Rittertums" (Лпц.). Евг. Щепкин.
Значение слова РЫЦАРСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое РЫЦАРСТВО
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012