Преподавание церковного права впервые введено было митроп. Платоном (Левшиным) в Моск. дух. академии в 1776 г. В 1798 г. Св. синод распорядился, чтобы и в прочих дух. академиях преподавалось церковное право по инструкции, составленной митроп. Платоном для Моск. академии. По этой инструкции преподавание сводилось к объяснению Кормчей книги. С преобразованием в 1810 г. духовно-учебных заведений церковное право введено было в круг наук богословских, а программа для систематического его изложения составлена была в 1814 г. архим. Филаретом (Дроздовым). В 1835 г. преподавание церковного права было введено и в университетах, но первоначально лишь как часть богословия, обязательная для одних только студентов-юристов православного исповедания; с 1863 г. ей посвящена самостоятельная кафедра на юридическом факультете. Первая в России ученая работа в области церковного права вызвана была практическими потребностями комиссии составления законов, которой понадобилось сличить постановления византийского права с их следами в наших законах; в результате появилось "Обозрение кормчей книги в историч. виде" (М., 1829) Первым опытом систематического изложения церковных законов, но без всякого исторического освещения, являются "Записки по церковному законоведению" профессора Киевского унив., протоиерея И. М. Скворцова (Киев, 1848; 3 изд. 1861). Прочное основание изучению церковного права положил широко задуманный "Опыт курса церковного законоведения" (СПб., 1851—52) еп. Иоанна (Соколова), который поставил себе задачей обозреть источники церковного права как в историческом отношении (т. е. по их происхождению), так и в каноническом (т. е. по их содержанию и важности). В 1872 г. издано в русск. переводе "Краткое изложение канонического права единой, святой, соборной и апостольской церкви" румынского митроп. Шагуны, представляющее собой смесь догматики с церковным правом. Затем проф. Моск. унив. Н. К. Соколов предпринял в 1874—75 годах издание своих лекций по церковному праву, но успел напечатать лишь два выпуска, из которых первый содержит введение в церковное право, а второй представляет собой трактат о церковном обществе. В 1882 г. вышел краткой курс лекций по церковному праву свящ. Альбова. За ним последовали: "Курс общего церковного права" проф. М. Богословского (М., 1885), "Краткий курс церковного права правосл. греко-росс. церкви, с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права" казан. проф. П. С. Бердникова (Каз., 1888, дополн. 1889), "Курс церковного права" проф. Н. С. Суворова (Яросл., 1889—90), который впоследствии напеч. и "Учебник церковного права" (Яросл., 1898). Из других профессоров-канонистов М. Остроумов напеч. "Введение в православное церковное право" (т. 1, Харьков, 1893), Н. Заозерский — "Историческое обозрение источников права православной церкви" (вып. 1, М., 1891), Лашкарев — "Право церковное в его основах, видах и источниках" (Киев, 1889); в последнем приводится мысль о том, что изучение права православной церкви должно быть поставлено на почву "античной юриспруденции и вестись с точки зрения юридических принципов римско-византийских императоров и древних отцов церкви (об этом см. И. Бердникова, "Архаическое направление в церковном праве", Каз., 1896). Из монографических работ по церковному праву на первый план должны быть поставлены исследования московского проф. А. С. Павлова († 1898 г.), который поставил себе задачей общее изучение истории византийского права, светского и церковного, у южных славян и в России. Много потрудился А. С. Павлов и над подготовкой и разработкой материалов для создания догматической системы права отечественной церкви. Сюда относятся два исследования его: "Номоканон при Большом Требнике" (Одесса, 1872; нов. совершенно переработанное издание М., 1897) и "50 — я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права" (М., 1887). Весьма важны и труды А. С. Павлова по истории русского, церковного права — обширное исследование о секуляризации церковных земель в России (ч. 1, 1871), образцовое издание памятников древнерусского канонического права, частью им же открытых (в VI томе "Русской историч. библиотеки", изд. Археографич. комиссией, СПб., 1880) и др. М. И. Горчакову принадлежат монографии: "Монастырский приказ" (СПб., 1868), "О земельных владениях всеросс. митрополитов, патриархов и Св. Синода, 988—1738" (СПб., 1871),. "О тайне супружества" (СПб., 1880); Н. С. Суворову — "О церковных наказаниях" (СПб., 1876), "Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов" (Ярославль, 1884) и "Следы западнокатолического церковного права в памятниках древнего русского права" (Ярославль, 1888). По поводу последнего исследования возникла полемика между Суворовым и Павловым, на статью которого в "Чтениях Общ. люб. духовн. просв." (1891, №№ 11—12) первый ответил брошюрою "К вопросу о западн. влиянии на древнерусск. право" (Ярославль, 1892). Монографии по праву правосл. церкви как в пределах Р., так и вне ее принадлежат Т.В. Барсову ("Константинопольский патриарх и его власть над русск. церковью", СПб., 1878; А. С. Павлов усмотрел в этой книге "теорию восточного папизма"), Заозерскому ("Церковный суд в первые века христианства", Кострома, 1878; "О церковной власти", Сергиев Посад, 1894), Никольскому ("Греческая кормчая книга Пидалион", М., 1888), Курганову (об устройстве церкви королевства греческого), Пальмову (об устройстве церкви болгарской, сербской), Красножену (об Аристине, Зонаре и Вальсамоне) и др. Т. В. Барсов издал "Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания" (СПб., 1887). В 1880 г. Св. синод приступил к изданию "Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Росс. империи" с 1720 г.; до сих пор вышло 7 томов. По церковно-общественным вопросам наиболее выдаются статьи Т. И. Филиппова ("Сборник", СПб., 1896). Одним из крупнейших русских канонистов должен быть признан покойный архиеп. Виленский Алексий (А. Ф. Лавров), который одно время был профессором церковного права в Моск. дух. академии. Ему принадлежат два анонимных сочинения: "Предполагаемая реформа церковного суда" (вып. 1—2, СПб., 1873) и "Чего желать для нашей церкви" (вып. I — II, 1882—85). Первое из них направлено против проекта обер-прокурора Св. синода графа Д. А. Толстого, клонившегося к освобождению светских лиц от церковной подсудности (по делам бракоразводным и другим) и, главным образом, к коренному преобразованию духовного суда в смысле перенесения судебной власти от епархиальных архиереев в выборные пресвитерские суды. Одним из поборников реформы был моск. проф. Н. К. Соколов, напечатавший ряд статей о духовном суде в "Православном обозрении" (1870—71).
Значение РОССИЯ. РУССКАЯ НАУКА: ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое РОССИЯ. РУССКАЯ НАУКА: ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012