Значение слова РИМСКИЙ-КОРСАКОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Римский-Корсаков (Николай Андреевич) - известный русский композитор,род. в 1844 г. в Тихвине; образование получил в морском кадетскомкорпусе. Среди первых руководителей Р. Корсакова на композиторскомпоприще наиболее видное место принадлежит М. А. Балакиреву. Трехлетнеедальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво занятьсякомпозицией. По возвращении из этого путешествия, Р. Корсаков представилБалакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале думы в одном изконцертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За нею,в области симфонической музыки, последовали "Садко" - симфоническаямузыкальная картина, и сербская фантазия; первая обратила на себя общеевнимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и вособенности оркестровкой, в которой Р. Корсаков проявил большой талантколориста. опера Р. Корсакова: "Псковитянка", на текст Мея, поставленана сцене Мариинского театра в 1873 г.; впоследствии она подверглась состороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 г. онприсоединил к ней пролог, под названием "Боярыня Вера Шелога". Получив в1871 г. место профессора специального теоретического класса композиции вс. петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 г. инспектороммузыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальнойшколе, в которой он был директором с 1874 по 1880 г., и занимая с 1883по 1893 г. место помощника управляющего придворной певческой капеллой,Р. Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности вобласти оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки.На сцене Мариинского театра в 1880 г. появилась опера Р.-Корсакова"Майская ночь", а в 1882 г. - "Снегурочка", в которой лирический талантавтора и истинно народная его манера в обработке национальных мелодий(интересно, напр., превращение известной "Дубинушки" в нечтосамостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом.Оперы: "Млада" (1892) и "Ночь перед Рождеством" (1895) скоро были снятыс репертуара Мариинской сцены. В 1897 г. Р. Корсаков окончилфантастическую оперу "Садко", в которую вошли многие элементысимфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в1897 г. на московской частной русской оперной сцене, опера "Садко" имеланесомненный успех, в 1898 г. повторившийся и в Петербурге. Небольшаяопера "Моцарт и Сальери", на текст Пушкина, поставлена моск. частнойоперной труппой в 1898 г. в Москве, в 1899 г. - в СПб. Кроме того, впортфеле композитора находится новая опера: "Царская невеста". Не менееобширна и замечательна деятельность Р. Корсакова как симфониста. Из егосимфонических произведений особенно выделяются "Антар", "Шехерезада",испанское каприччио, воскресная увертюра. Кроме того он написал струнныеквартет и септет, фортепианный концерт, фантазию для скрипки на русскиетемы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен инесколько небольших духовных произведений. Он переработал ипереоркестровал оперу "Борис Годунов" Мусоргского и некоторые другиесочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельноеучастие в окончании оперы "Князь Игорь", Бородина, и в оркестровке"Каменного гостя", Даргомыжского. Ему же принадлежит "Практическийучебник гармонии" (1886). Долголетняя педагогическая деятельностьР.-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретшихизвестность: таковы Бернгардт (в настоящее время директор петербургскойконсерватории), Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие преподавателямиили профессорами в консерватории. Из частных учеников Р. Корсаковаособенно выделился А. К. Глазунов. Н. С.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.