Значение РИМСКИЙ-КОРСАКОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

Николай Андреевич [6(18).3.1844, Тихвин, - 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области], русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе, по окончании которого (1862) участвовал в плавании на клипере 'Алмаз' (Европа, Северная и Южная Америка). В 1859-60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. В 1861 стал членом музыкально-творческого содружества 'Могучая кучка' . Под руководством М. А. Балакирева, оказавшего на Р.-К. большое творческое влияние, создал 1-ю симфонию (1862-65; 2-я редакция 1874). В 60-х гг. написал ряд романсов (около 20), симфонических произведений, в том числе музыкальную картину 'Садко' (1867, окончательная редакция 1892), 2-ю симфонию 'Антар' (1868, позже названную сюитой, окончательная редакция 1897); оперу 'Псковитянка' (по драме Л. А. Мея, 1872, окончательная редакция 1894). С 70-х гг. музыкальная деятельность Р.-К. значительно расширилась: был профессором Петербургской консерватории (с 1871), инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873-84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874-81), помощником управляющего Придворной певческой капеллы (1883-94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882), выступал в качестве дирижёра оперных спектаклей и симфонических концертов. Направление творчества Р.-К. тех лет во многом определялось его глубокой связью с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг. Отсюда живой интерес композитора к русскому фольклору (особенно древнейшим его пластам). Он составил сборник '100 русских народных песен' (1876, изд. 1877, гармонизовал русские песни, собранные Т. И. Филипповым ('40 песен', изд. 1882). Увлечение красотой и поэзией народных обрядов отразилось в операх 'Майская ночь' (по Н. В. Гоголю, 1878) и особенно в 'Снегурочке' (по А. Н. Островскому, 1881) - одном из наиболее вдохновенных и поэтических сочинений Р.-К., а также в написанных позднее операх 'Млада' (1890), 'Ночь перед рождеством' (по Гоголю, 1895). В 80-е гг. создано большинство симфонических произведений, в том числе 'Сказка' (1880), 'Симфониетта на русские темы' (1885), 'Испанское каприччио' (1887), сюита 'Шехеразада' (1888), увертюра 'Светлый праздник' (1888). Во 2-й половине 90-х гг. творчество Р.-К. приобрело исключительную интенсивность и разнообразие. После оперы-былины 'Садко' (1896), с её красочным контрастом эпических картин новгородского быта и фантастических 'подводных' сцен, Р.-К. сосредоточивает внимание на внутреннем мире человека. Стремление к углублённой лирической выразительности проявляется в романсах (1897-98), операх 'Моцарт и Сальери' (на текст А. С. Пушкина, 1897), 'Боярыня Вера Шелога' (пролог к опере 'Псковитянка', 1898) и наиболее полно раскрывается в опере 'Царская невеста' (по Мею, 1898) - напряженно-экспрессивной драме на историко-бытовой основе. Опера 'Сказка о царе Салтане' (по Пушкину, 1900), с её подчёркнуто условной театральностью и элементами стилизации народного лубка, близка новым тенденциям в искусстве 20 в. Дыхание времени своеобразно проявилось и в величественной, патриотической опере-легенде 'Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии' (1904), поднимающей высокие нравственно-философские проблемы. Остросовременной социально-политической направленностью отмечены две оперы-сказки: 'Кащей бессмертный' (1901), с её идеей освобождения от деспотического гнёта, и 'Золотой петушок' (по Пушкину, 1907) - беспощадная сатира на царское самодержавие.

Творчество Р.-К. глубоко самобытно и вместе с тем развивает классические традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий артистизм, совершенное мастерство и прочная опора на народную основу роднят его с М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творческого облика Р.-К. выявляются в произведениях, связанных с миром сказочности, народной фантастики, с поэзией русской природы, красочными картинами народного быта. Здесь раскрываются его замечательный живописно-изобразительный дар, свежесть и особая чистота лирики, искренней, тёплой и несколько созерцательной. Стиль Р.-К. ярко национален. Композитор использует в своих произведениях подлинные народные темы и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Много нового вносит он в гармонию и инструментовку, значительно расширяя и обогащая их колористические возможности. Его ладо-гармоническая и оркестрово-тембровая палитра отличается богатством оттенков, красочностью и блеском.

Основная область творчества Р.-К. - опера. 15 его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства. Былина, сказка, легенда питают творчество Р.-К. не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Р.-К. считал пение. Тем не менее оркестру в операх отведена огромная роль: он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются самостоятельные симфонические картины: например вступление 'Океан-море синее' к опере 'Садко', антракты 'Три чуда' и 'Сеча при Керженце' в операх-сказках 'Сказка о царе Салтане' и 'Сказание о невидимом граде Китеже'.

Симфоническое творчество Р.-К. представлено жанровыми произведениями, продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой народных тем ('Сербская фантазия', 'Испанское каприччио' и др.), а также характерными для 'кучкистов' программными сочинениями преимущественно живописно-картинного или сказочного содержания ('Садко', 'Антар'). Большинство симфонических произведений основано на принципе контрастного сопоставления внутренне законченных образов. Отсюда преобладание таких музыкальных форм, как увертюра и сюита.

Творчество Р.-К. - ярчайшая страница в истории русской культуры. Его воздействие на русскую и зарубежную музыку не исчерпывается созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла самоотверженная редакторская работа Р.-К., благодаря которой увидели свет и были исполнены многие шедевры русского искусства ('Каменный гость' Даргомыжского, 'Князь Игорь' Бородина, 'Борис Годунов' и 'Хованщина' Мусоргского; он также подготовил к изданию совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела педагогическая деятельность Р.-К. Он был главой крупной школы, воспитал свыше 200 учеников, среди которых - А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, И. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко. А. А. Спендиаров, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол и др. Некоторые из них сыграли затем важную роль в формировании профессиональной музыки народов СССР. Частичным обобщением педагогического труда Р.-К. явились его учебники гармонии и оркестровки. Автобиографическая книга 'Летопись моей музыкальной жизни' (1909), освещающая важнейший период становления русской музыки, - ценный исторический документ.

В г. Тихвине в 1944 в доме, где родился композитор, открыт музей (Дом-музей Р.-К.).

Соч.: Полное собрание соч., т. 1-50, М. - Л., 1946-70 (издание продолжается).

Лит.: Римский-Корсаков А. Н., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, в. 1-5, М., 1933-46: Асафьев Б. (Игорь Глебов), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1944), М. - Л., 1944; его же, Симфонические этюды, Л., 1970; Янковский М., Римский-Корсаков и революция 1905 года, М. - Л., 1950; Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1-2, М., 1953-54 (Музыкальное наследство); Гнесин М. Ф., Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, М., 1956; Ястребцев В. В., Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания, т. 1-2, Л., 1959-60; Данилевич Л. В., Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова, М., 1961; Соловцов А., Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова, 2 изд., М., 1969; Кунин И., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах, Л., 1974.

О. Б. Степанов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.