Значение ПРИПИСКА К ОБЩЕСТВАМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ПРИПИСКА К ОБЩЕСТВАМ

Сословная организация Российской империи выражается, между прочим, в группировке лиц, принадлежащих к тому или иному сословию, в особые общества, членами которых состоят только лица, к данному сословию принадлежащие. Так образуются дворянские, купеческие, мещанские, ремесленные и крестьянские общества. Порядок вступления в одно из перечисленных обществ и называется П. к обществам. Выражение это как технический термин не применяется, впрочем, к дворянским обществам, в состав которых дворяне вступают посредством внесения их и членов их семейств в дворянские родословные книги. Затем, в большинстве случаев присоединение отдельных лиц к обществам совершается без П. в техническом смысле этого слова, так как каждое лицо, следуя правам состояния своего родителя, самим фактом своего рождения вступает в число членов того общества, к которому принадлежит его отец. Таким образом, П. к обществам требуется: 1) в случаях вступления в общество лиц, ни к какому состоянию не принадлежащих и потому обязанных избрать род жизни, как, например, незаконнорожденные, питомцы воспитательного дома, дети низших церковнослужителей, дети канцелярских служителей, ссыльные, которым дозволено возвратиться вовнутрь империи; 2) при перечислении в другое общество. Нижние чины запаса по призыву их на действительную военную службу продолжают числиться в составе тех городских или сельских обществ, к которым они были приписаны до поступления на службу. По выходе их в запас они возвращаются обратно в это общество; или же, если пожелают, приписываются по своему усмотрению к любому городскому или сельскому обществу (за исключением столиц и городов, пользующихся особыми правами и привилегиями), причем для такой П. не требуется согласия ни городских обществ, ни волостных или сельских сходов и сама П. производится казенными палатами. До последнего времени наше законодательство знало еще особое городское состояние, или состояние городских обывателей; вступление в число городских обывателей совершалось путем П. к городскому обществу (см. Городское состояние). С изданием Городового Положения 1870 г. П. к городскому обществу заменена П. к купеческому, мещанскому или ремесленному обществу, причем согласие городского общества на такое причисление требуется лишь в тех городских поселениях, где не введено Городовое Положение. П. к мещанскому и ремесленному обществам городов Владикавказа, Кокбекта, Копала, Петровска, Сергиополя, Сухума, Читы и Павлодара производится на основании особых правил, установленных для этих городов (Свод Зак., IX, 532 и прил.), надлежащей казенной палатой; в случае затруднения дело представляется начальнику губернии, а окончательное разрешение возникающих при этом вопросов зависит от соглашения министерств финансов и внутренних дел. П. к купеческим обществам производится без их согласия, непосредственно казенными палатами, по удостоверении в том, что приписывающееся лицо уплатило гильдейские пошлины и свободно от недоимок тому обществу, в котором оно ранее состояло (см. Купцы). О П. к мещанским обществам — см. Мещане. П. к ремесленным обществам совершается или запиской в какой-либо цех — в тех городах, где в основу ремесленного управления положено цеховое устройство, или непосредственно к ремесленному обществу — где введено упрощенное ремесленное устройство. Записка в цех или в ремесленное общество обязательна для всякого, желающего производить в том месте, где существуют ремесленные управления (во всех городах и почти во всех посадах и местечках), какое-либо ремесло. От такой П. освобождаются, за исключением евреев, мостовщики, каменщики, камнетесы, плотники и штукатуры, а также люди, нанимающиеся в услужение. Как в цеха, так и в ремесленные общества можно записываться или навсегда, с причислением к ремесленному званию, или временно — на срок паспорта, с сохранением прежнего звания. В первом случае приписывающийся должен представить в казенную палату увольнительное свидетельство от прежнего общества и приемное свидетельство от цехового или ремесленного общества, в которое он поступить желает. Приемное свидетельство для П. к цеху выдается лишь по удостоверении в добром поведении и по испытании старшинами цеха. Раскольники приписываются к иконописному цеху лишь с разрешения министра внутренних дел. П. к цеху делает членом того ремесленного общества, в состав которого входит цех. При П. к цехам или ремесленным обществам на время утверждение казенных палат требуется только для иностранцев. В крестьянские общества могут вступать лица всех бывших податных состояний, причем они приписываются или к сельским обществам, или к волостям. При П. к сельским обществам необходимо различать тех, кто после вступления в общество будут пользоваться мирским наделом, от тех, кто, имея уже на праве собственности земельные участки, мирским наделом пользоваться не будут. В первом случае для П. требуется увольнительное свидетельство от прежнего общества и приемный приговор того сельского общества, к которому П. производится. Во втором случае для П. крестьян-собственников требуется лишь представление увольнительного свидетельства от прежнего общества, и П. производится волостным старшиной без составления сельским обществом приемного приговора; при этом необходимо, чтобы величина принадлежащих крестьянам-собственникам земельных участков была не меньше определенной для того в местных положениях и чтобы они находились не далее 15 верст от того сельского общества, к которому приписывается владелец участка. Для П. к волости требуется: 1) увольнительное свидетельство от прежнего общества и 2) согласие: а) владельца, на земле которого предполагает проживать приписывающийся, и б) волостного схода. Документы по П. как к волости, так и к обществу представляются в казенную палату. Приписанные к волостям лица несут лично все казенные и земские подати и повинности, подчиняются волостному управлению и местным по крестьянским делам учреждениям и вообще несут все обязанности и пользуются всеми правами, принадлежащими членам волости, но они не имеют ни права получать, ни обязанности принимать надел из мирской земли какого-либо сельского общества той волости, куда они приписались (см. Крестьяне).Н. Вальтер.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.