Значение слова ПОНЯТИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ПОНЯТИЕ

Понятие - логический термин, обозначающий известную ступень вразвитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводитпредставление объекта в том виде, в каком объект был воспринятьсознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму егокачеств и подмечая общие объектам качества, создает некоторое общеепредставление, которое обозначается словом. Номиналистическоенаправление в логике не отличает общего представления от П.. заменяяглаву о П. главою об именах; но ежели наше познание касается самыхвещей, а не наших идей о вещах, то следует различать П. от слова, причем П. является научным термином для обозначения результата методичногоисследования предмета - исследования, в котором выражается самая природаего. В этом смысле можно сказать, что цель науки есть правильноеопределение того П., которое составляет предмет ее (напр. П. жизни - вбиологии). От общего представления, обозначаемого словом, П., в этомсмысле, отличается тем, что из него выделены все случайные элементы,существенные же приведены в необходимую между собой связь и соотношение.От категории в аристотелевском и кантовском смысле П. отличается тем,что в категориях (этих высших, определяющих П. - предикабилиях) мыслитсялишь необходимое с формальной стороны определение предмета, как условиевозможности бытия самого предмета, между тем как в П. предметаопределяется самое содержание его с существенной стороны. Общеепредставление возникает путем отвлечения и ограничения, П. возникаетпутем определения и разделения. С термином П. связана жаркая борьбанаправлений (номиналистического и реалистического), которая, в различныхвидоизменениях, проходит через всю историю философии: первое направлениевполне разобщает П. с предметом, низводя П. до минимума значения,второе, напротив, отождествляет П. с самым предметом и видит в развитииП. развитие предметного мира. - Формальная логика в главе о П. трактуетоб определении и разграничении и о взаимном их отношении. Логикаотличает объем П от его содержания, причем не совсем точно утверждает,что объем П. находится в обратном отношении к содержанию Под содержаниемП. разумеют сумму признаков предмета, входящих в состав П., тем больше,при этом брать признаков, тем меньше окажется количество предметов,имеющее все признаки; наоборот, самое бедное по содержанию П. будетохватывать собою наибольшее количество предметов. Дробишь ("Logik", 2изд., стр. 190 - 200) показывает неточность обычной формулировкиотношения объема к содержанию и старается выразить это отношение в болееточных математических терминах. По степени общности, П. могут бытьразделены на общие и единичные, родовые и видовые; это разделениеподдается в значительной мере специализации, определяемой характером техобъектов, к которым относятся П. От общих П. отличают собирательные,приложимые не к каждому отдельному предмету, а ко всем взятым вместе.Отвлеченное П. противополагается конкретному в том смысле, чтоотвлеченное обозначает собою признак, конкретное - предмет. Это делениеП. в известном отношении совпадает с делением их на соозначающие инесоозначающие: первые указывают прямо на предмет и косвенно на признакего, вторые - только на предмет или только на признак. Далее П. могутбыть разделены на положительные и отрицательные, относительные иабсолютные. Рассматривая П. по отношению их объемов, мы можем говорить овысших и низших, о подчиненных и соподчиненных (т. е. нескольких П.,подчиненных одному). Рассматривая П. по их содержанию, можно говорить отождественных, противоположных, противоречащих, различных и т. д. Ежелиговорят о П. взаимно пересекающихся, то при этом имеют в виду как объем,так и содержание их. Эти отношения П. в логиках обыкновенно изображаютсяграфически. См. Милль, "Система логики", V кн. (об именах ипредложениях); Ueberweg, "Logik". Э. Р.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.