(церк.). — Во время литургии обыкновенно употребляют три П.: для потира, для дискоса и для обоих вместе. Последний больше первых двух и называется воздухом, или возвышением (???????). П. были введены в употребление древней церковью первоначально из предосторожности, чтобы предохранить Св. Дары, приготовляемые на проскомидии, от насекомых. Третий П., больший, введен в употребление Саввою освященным и получил свое название еще в церкви иерусалимской: объясняется оно тем, что во время чтения или пения символа веры священнослужители колеблют им над Св. Дарами и тем производят веяние воздуха. Этому веянию усвояется знаменование осенения Св. Даров Духом Божиим; самый воздух, когда он возлежит на Св. Дарах, указывает на погребение Спасителя и знаменует закрытие гроба Его, что и выражается в произносимом при возложении воздуха на Св. Дары по великом входе надгробном стихе: "Благообразный Иосиф" и пр. Ради такого знаменования воздуха на нем иногда изображалось снятие с креста и положение во гроб. См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); архим. Гавриил, "Руководство по литургике, или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886).
Значение слова ПОКРОВЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПОКРОВЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012