(или Понтийский) — римский прокуратор ("правитель", "игемон", ?????????), управлявший Палестиной как частью римской провинции Сирии во время земной жизни Иисуса Христа. Он был преемником Валерия Грата и 6-м прокуратором Иудеи. Подчиняясь легату Сирии как главному военному начальнику провинции, он имел, однако, значительные полномочия по делам своей области. Ко времени его прокураторства, продолжавшегося около десяти дет (26—36 до Р. X.), относятся главные евангельские события: выступление Иоанна Крестителя с проповедью и вся общественная деятельность Иисуса Христа. О П. есть упоминания у светских писателей, напр., у И. Флавия и Тацита; по словам последнего, auctor nominis ejus Christus, Tiberio imperante, per procuratorem Pontium Pilatum supplicio affectus erat, т. е. виновник этого названия (секты христиан), Христос, в царствование Тиверия прокуратором Понтием Пилатом был предан казни (ann. XV, 44). Самнитянин по происхождению, П., по всей вероятности, состоял в родстве с самнитскими героями того же имени (от pilus — дротик, копье). Своей высшей должности он достиг, по-видимому, далеко не чистым путем. Обычной его резиденцией была Кесария, но по большим праздникам и для важных административных дел он приезжал в Иерусалим и подолгу оставался там. Это был человек высокомерный и жестокий, с презрением относившийся к иудейскому народу. Его прокураторство было ознаменовано многими жестокостями и несправедливостями, до крайности ожесточившими против него весь народ. Величайшей его несправедливостью было его, хотя и неохотное, согласие на казнь ни в чем не повинного, по его собственному сознанию, Галилейского Учителя. Этой уступкой озлобленным врагам Христа П. хотел отчасти примирить их с собой и загладить перед ними прежние свои грехи; но он не достиг цели, на него был сделан в Рим донос, он лишен был должности императором Калигулой и, по преданию, лишил себя жизни (Евсевий, "Церковная история", II, 7). По другому преданию, он отправлен был в ссылку в Галлию, где и умер. Судьба П. сделалась предметом разных легенд, из которых одна приводит в связь с его бедственной судьбой название одной из гор в Швейцарии (см. соотв. ст.), где он будто бы и доселе ежегодно появляется в великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении. Кроме последних глав четвероевангелия, см. Philo, "Leg. ad Caj." (XXXVIII); Josephus, "Antiquitates" XVIII, 3, 1, 2; 4, 1, 2 и "Bell.", II, 9, 2—4. Пилату приписывают так назыв. "Деяния Пилата" — отчет императору Тиверию по делу о Христе; о них см. Lipsius: "Die Pilatus-Acten" (Киль, 1871).А. Л.
Значение ПИЛАТ ПОНТИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПИЛАТ ПОНТИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012