Пилат (Pontius Pilatus), римский прокуратор Иудеи в 26-36. Правление жестокого и коварного П. П. ознаменовалось насилиями и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия П. П., оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся. Согласно Иосифу Флавию и новозаветной традиции, П. П. приговорил к распятию Иисуса Христа. По евангельскому рассказу, П. П. при этом 'взял воды и умыл руки перед народом', использовав, т. о., старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение 'умыть руки'). После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую над ними П. П., в 36 римский легат в Сирии Вителлий отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба П. П. неизвестна. Согласно Евсевию Кесарийскому (4 в.), П. П. покончил с собой; по др. сообщениям, П. П. казнён Нероном . Первоначальная враждебность христианства к П. П. постепенно исчезает, и 'раскаявшийся' и 'обратившийся к христианству' П. П. становится героем ряда новозаветных апокрифов , а коптская церковь даже канонизировала П. П. и его жену. Образ П. П. нашёл отражение в художественной литературе (например, 'Мастер и Маргарита' М. Булгакова, 'Прокуратор Иудеи' А. Франса) и в изобразительном искусстве (например, 'Христос перед Пилатом' Рембрандта, 'Что есть истина-' Н. Н. Ге).
И. Д. Амусин.