Значение слова ПЕРУН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ПЕРУН

Перун - главное божество восточных славян, бог грома и молнии,отожествляемый с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритскогокорня "par" и сопоставляют с прозванием индийского божества Индpы -Parjanуa-parganуa (молниеносная туча) По воззрению славян, П. в теплыедни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями ивыводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силоюпробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда П.производитель, творец. В то же время П. - божество грозное и карающее;его явление возбуждает страх и трепет. В Псковской губ. и в Белоруссииеще недавно слышались клятвы: "сбей тебя П. ", "как цябе П. узяв". П., -божество воинственное, победоносное. В Киеве на Перуновом холме былпоставлен изображавший Перуна деревянный истукан, с серебряною головою изолотыми усами (летопись Нестора под 980 г.). Подобный истукан П. был ив Новгороде великом (см. Софийскую летопись под 991 г.). Русскоепредание, наделяет П. палицею ("Полн. Собр. Рос. Летоп. ", II, 258),плетью (в обрядовом причитании на Васильев день - 1 янв.), луком истрелами (в белорусских преданиях). Ему приносились в жертву животные,дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывалсяживой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, напр. призаключении договоров. После своего крещения Владимир св., до тоговремени высоко чтивший П., приказал привязать его идола к хвосту лошадии "влещи с горы по Боричеву на Ручей" в Днепр, приставив "12 мужи битижезлъем"; народ, продолжает летописец, "плакахуся, аще бо не бяху приятисв. крещения". На Перуновом холме Владимиром была воздвигнута церковь воимя св. Василия. Древнее поклонение П. перенесено в христианскую эпохуна Илью пророка и Юрия Храброго. Ср. Афанасьев, "Поэтические воззренияславян на природу" (М., 1865); А. Фаминцын, "Божества древних славян"(СПб., вып. 1, 1884). В. Р - в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.