(т. е. "свет веры") — сын мосульского атабека Зенги, завоевавшего себе Алеппо у сельджукидов и Эдессу у крестоносцев. По смерти Зенги (1146) Мосул достался его сыну Сейфеддину, а остальные владения — Н. Он отличался набожностью, крайней умеренностью, честностью и гуманностью по отношению к мусульманам (его прозвище — "Справедливый"). От отца он унаследовал нечастое в те времена сознание, что война с франками — не политическая борьба, а религиозная, и старался самыми разнообразными способами возбудить в мусульманах религиозный фанатизм. Поняв, что в рукопашном бою франки сильнее, Н. истомлял их преимущественно беспрерывными мелкими нападениями. Когда Людовик VII и Конрад III принуждены были снять осаду Дамаска, Н., по приглашению жителей, сам напал на ослабленного дамасского султана, отнял у него столицу (1154), поставил наместником курда Эюба и опустошил всю Палестину. После трех походов в Египет (1164, 1167, 1169) первый эмир Н., Ширкух, брат Эюба, низложил египетского халифа (фатымида) Адыда, а сам Н. в это время наносил поражения иерусалимскому королю Амори (битва при Артезии). По смерти Ширкуха (1169) Н. поручил начальство в Египте сыну Эюба, Саладину. Тот стал держать себя очень самостоятельно, а через четыре года, по смерти Н. (1174), сделался совершенно независимым.А. Е. К.
Значение НУРРЕДИН МАХМУД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое НУРРЕДИН МАХМУД
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012