Значение ШЕЙБАНИ (ШАХ-БАХТ МУХАММЕД) в Краткой биографической энциклопедии

Что такое ШЕЙБАНИ (ШАХ-БАХТ МУХАММЕД)

Шейбани - последний по времени из среднеазиатских завоевателей, положивший начало господству узбеков в Мавераннехре. Родился в 1451 г. Настоящее имя его было Шах-Бахт Мухаммед; Ш. - поэтическое прозвище, принятое им по имени его предка Шейбана, младшего сына Джучи, сына Чингизхана . Под этим прозвищем он чаще всего упоминается как современниками, так и потомками; основанная им династия известна в истории под названием Шейбанидов, хотя ни один из ее представителей не был прямым потомком Ш. Еще в детстве (1460) Ш. лишился своего отца Шах-Будага и был воспитан своим дедом Абулхайром (см. Киргиз-Кайсаки, XV, 95, и Узбеки, XXXIV, 608). После смерти Абулхайра (1468 или 1469) начались междоусобия среди потомков Шейбана; Ш. и его брат Махмуд бежали в Астрахань. В течение следующих двадцати лет Ш. вел жизнь искателя приключений, появляясь с набранным им отрядом приверженцев то в киргизских степях, то на полуострове Мангышлаке, то в Хорезме и прикаспийских областях. В 1487 г. он присоединился к самаркандскому султану Ахмеду (XXXIII, 195) и принял участие в его походе против монгольского хана Махмуда, владевшего Ташкентом, но скоро перешел на сторону Махмуда; сторонники Ш. объясняли его измену тем, что он только предупредил коварные планы приближенных Ахмеда. С помощью Махмуда Ш. в 1488 г. завоевал Отрар, Ясы (Туркестан), Сабран, Сыгнак и др. города (см. Туркестан, XXXIV, 203 - 204) между средним течением Сырдарьи и горами Каратау. Махмуд оказал поддержку Ш. и тогда, когда тот решил воспользоваться смутами в Мавераннехре, чтобы овладеть этой страной. В 1498 г. Ш. взял крепость Шираз (к северу от Самарканда), в 1500 г. - Бухару и Самарканд. В 1501 г. Бабур посредством нечаянного нападения овладел Самаркандом, но в том же году снова должен был сдать город Ш. Только тогда Махмуд-хан понял, что возвышение Ш. не соответствует интересам монголов, вызвал из Восточного Туркестана своего брата Ахмеда и готовился собрать все свои силы для уничтожения Ш. Все его планы были расстроены быстрым движением Ш. С 30 000 войска он прошел мимо принадлежавшего монголам Уратюбе в Фергану, при Ахсикете неожиданно напал на обоих братьев, с которыми было только 15 000 человек и обоих взял в плен (1503). Ш. довершил удар, нанесенный гордости ханов, великодушием, с которым возвратил свободу им обоим, с тем чтобы они оставались в своих восточных владениях; Уратюбе и Ташкент перешли во власть Ш. В 1504 г. было докончено покорение Ферганы и южной части Мавераннехра, после чего Ш. разделил свое государство, простиравшееся на Амударьи до гор Каратау на севере и до границ Семиречья на востоке), на уделы. Удельные князья носили титул султанов; титул хана принадлежал только главе рода, хотя иногда его принимали и наиболее могущественные, фактически независимые удельные князья. В 1505 - 1507 годах были завоеваны остальные земли, еще находившиеся в руках Тимуридов: Хорез, Балх и Хорасан. Зимой поход Ш. на киргизские степи, в начале 1510 г., против могущественного казацкого хана Касима (см. Киргиз-Кайсаки, XV, 96), был неудачен; Ш. вернулся в Хорасан с большим уроном, хотя в надписи, выбитой им на одной скале в северной части Хорасана и существующей до сих пор, поход назван победоносным. Столь же неудачны были действия против хозарейцев в горах Афганистана, летом того же года. Около того же времени Ш. отнял уделы у некоторых из своих родственников, чем возбудил их неудовольствие, оказавшееся для него роковым. Шах Исмаил, основатель новоперсидского государства (см. Персия, XXIII, 394), начал войну с Ш. и вступил в Хорасан. Ш. ожидал его с войском в Мерве; султаны медлили прийти к нему на помощь; сам Ш., ввиду обострившихся отношений, не желал разделять с ними славу победы и добычу и с недостаточными силами вступил в битву с персами, окончившуюся полным поражением узбеков (29 ноября 1510). Сам Ш. пал в битве; персы отрубили трупу голову; из черепа шах Исмаил сделал для себя чашу. Рассказ историков подтвердился при вскрытии гробницы Ш. в Самарканде, произведенном в начале 80-х годов XIX века; скелет Ш. оказался без головы (ср. Н. Веселовский "Подробности смерти узбекского хана Мухаммеда Ш.", Москва, 1897, из III тома VIII Археологического съезда в Москве). Личность Ш., как и других среднеазиатских исторических деятелей, еще не была предметом подробного исследования на основании первоисточников, число которых в данном случае вполне достаточно; мы имеем подробные известия о Ш. как из среды его сторонников, так и из среды его противников - Тимуридов, монголов и персов; кроме того, до нас дошли религиозно-мистические стихотворения самого Ш. Стихи Ш. не пользовались уважением беспристрастных современников, отдававших полную справедливость его военным талантам. Мистическое настроение, по-видимому, занимало значительное место в характере Ш., даже своими военными подвигами он, посредством аллегорического толкования, пользовался для описания борьбы человека со своими страстями. Склонность к мистицизму не помешала Ш. подвергнуть гонению руководителей ордена накшибендиев, пользовавшихся большим уважением среди населения Мавераннехра, но связавших свою судьбу с судьбой Тимуридов; глава ордена, Мухаммед-Яхъя, поплатился жизнью. Дипломатические и военные таланты Ш. не подлежат сомнению, но он не сумел упрочить результаты своей деятельности. Дожив почти до 60 лет, Ш. не принял никаких мер для обеспечения престолонаследия. Зависть и подозрительность Ш. направлялись против наиболее даровитых и влиятельных представителей рода, которые существенно способствовали его победам и после его смерти одни только оказались в состоянии спасти государство. Предметом такой зависти был прежде всего брат Ш., Махмуд, умерший в 1504 г.; Ш. открыто радовался его смерти и говорил, что при будущих победах Ш. уже нельзя будет, как делалось прежде, приписывать заслугу этих побед Махмуду. В последний год своей жизни Ш. оскорбил даровитого сына Махмуда, Убейдуллу, и своего дядю Кучкунчи, опасаясь, по-видимому, влияния последнего, как старшего в роде. После смерти Ш. все его завоевания тотчас перешли в руки Исмаила и Бабура; только благодаря дарованиям Убейдуллы владычество узбеков могло быть восстановлено уже в 1512 г. Убейдулла сумел привлечь на свою сторону симпатии населения, и ему всецело следует приписать упрочение господства узбеков в Мавераннехре. В. Бартольд.

Краткая биографическая энциклопедия .