процветание полифонии в Италии в XVI столетии не особенно коснулось Неаполя, который оказался более отзывчивым в области гомофонной, преимущественно оперной музыки. Александр Скарлатти (1659—1725) считается основателем Н. школы, давшей в продолжение второй половины XVII и всего XVIII в. целый ряд композиторов. Благодаря Скарлатти, окончательно утвердилась в вокальной музыке ария с da capo; он ввел также новую форму речитатива (recitativo accampagnato), отличавшегося от сухого речитатива (recitativo secco) более развитым сопровождением и большей выразительностью, и установил форму итальянской увертюры (allegro, andante, allegro). Около Скарлатти, как выдающегося педагога и композитора, группировалась целая плеяда учеников: Дуранте, Лео Порпора, Логрошино. К Н. школе относятся еще Перголезе, Жомелли, Пиччини, развивший форму арии Скарлатти, Паизиелло Чимароза, Сарти. В операх Н. школы нередко чувствуется преобладание виртуозности, отодвигавшей на второй план серьезные драматические задачи оперы. Лучший либреттист опер Н. школы — Метастанио. Позднее Н. школа, с ее виртуозным направлением, оказала большое влияние не только на всю Италию, но и на иностранных композиторов, как, например, Глюка, Моцарта, первые оперы которых близки к традициям этой школы.Н. С.
Значение НЕАПОЛИТАНСКАЯ ШКОЛА В МУЗЫКЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое НЕАПОЛИТАНСКАЯ ШКОЛА В МУЗЫКЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012