Значение МОР ТОМАС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое МОР ТОМАС

(More, латиниз. Morus) — замечательный англ. политический деятель и гуманист. Род. в 1478 или 1480 г. в Лондоне. Отец М. был членом суда королевской скамьи; человек старозаветный, он растил детей в строгой дисциплине. Архиепископ Кентерберийский Мортон, друг нового просвещения, заметил способности мальчика и отправил его в Оксфордский университет. Здесь или вскоре после того М. сблизился с Эразмом, который оказал на него сильное влияние; Эразм посвятил М. свою знаменитую сатиру, как остроумнейшему человеку своего времени. Оксфордский кружок, к которому примкнул М., связывал с классицизмом идеи религиозной реформы, стараясь слить с учением Платона раннее христианство, преимущественно в учении ап. Павла. Одно время М. предавался аскетизму, носил власяницу, думал поступить в монастырь; впоследствии благочестие его приняло более смягченный, внутренний характер. Занятия греческим языком, считавшиеся в то время опасным новшеством, вызвали страх отца М.; молодой гуманист должен был сделаться адвокатом. Он не оставил, однако, прежних занятий и читал при большом стечении лучшей молодежи лекции об Августиновой "De civtate Dei". В 1504 г. М. появился в качестве депутата в парламенте, созванном Генрихом VII после семилетнего промежутка; здесь М. выступил с оппозицией денежным требованиям короля и вызвал его немилость, вследствие чего должен был удалиться в частную жизнь. Воцарение Генриха VIII (1509), дружившего еще в качестве принца с М. и другими гуманистами, открывало последним широкие надежды. М. был привлечен ко двору: в 1514 г. он стал членом Тайного совета и был возведен в дворянство. В эту пору (1516) вышло его знаменитейшее соч. "Утопия", где в форме политического романа раскрываются общественные, педагогические, религиозные идеалы Возрождения. "Утопия" распадается на две части. Первая заключает в себе резкую сатиру на Англию Генриха VII, указывая на противоречие между развитием бедности и преступлений — с одной стороны, разорительной, воинственной политикой правительства и бесполезной жестокостью суда — с другой; здесь намечена и основная задача реформы — реорганизация общественного строя и воспитания. Во второй части изображается счастливая жизнь граждан фантастического острова "Утопии" на отдаленном западе. В "Утопии" при сохранении моногамической семьи и патриархальных отношений проведен коммунизм относительно земли, орудий и продуктов труда. От государства Платона "Утопия" отличается еще тем, что работа обязательна для всех и считается почетом. Рабство допущено, но представляет явление исключительное: рабам-военнопленным или рабам-преступникам предоставлены тяжелые и неприятные работы. Нормальный труд — земледелие. Граждане-работники, разделенные на "фамилии", переходят группами поочередно из города в деревню и обратно; труд сведен на шестичасовую норму. Нравы отличаются крайнею простотой и умеренностью. Образование и духовные наслаждения доступны для всех. Женщина в культурном отношении поставлена наравне с мужчиной. Ученые занимают крупные общественные должности. "Утопия" допускает веротерпимость в отношении самых различных верований при условии отсутствия у их представителей духа преследования и наклонности к мятежу. Священники, немногие числом, выбираются тайной подачей голосов; это — исключительное призвание для героических и возвышенных натур, окруженное необычайным почетом. При общем довольстве жители "Утопии" избегают по возможности войны или ведут ее через чужестранных наемников; но право войны остается жестоким. — М., по-видимому, рано стал разочаровываться в короле. Он и его друзья огорчались, что Генрих VIII увлекается войной, вместо того чтобы отдаться делу просвещения. Тем не менее, М. продолжал возвышаться в милости короля: он был по желанию короля избран спикером палаты общин, исполнял важные дипломатические миссии. Начиная с 1525 г. король ищет общества М., часто посылает за ним и сам нередко посещает М. в его доме в Челси, постоянно заводя с ним разговоры о науках и богословии. М., не доверяя королю, неохотно поддавался на эти ласки и по возможности избегал двора. В 1523 г. М., до тех пор пользовавшийся расположением всесильного кардинала Вольсея, вызвал его гнев, когда в качестве спикера стал во главе парламента, отклонившего денежные требования правителя. Но король оградил М. от преследований Вольсея, а после его падения, в 1529 г., сделал М. канцлером (это был первый случай замещения этой должности не прелатом и не представителем высшей аристократии). М. приобрел в этой должности необыкновенную популярность неподкупным и добросовестным судом, который он установил. Отрицательное отношение М. к разводу короля с первой женой заставило его в 1532 г. отказаться от канцлерства и службы вообще, вследствие чего он очутился в крайне стесненных материальных условиях. В 1534 г. ему было предложено признать незаконность первого брака короля и законность наследственных прав детей от второй жены. М. согласился на второе, так как парламент мог изменить порядок наследования, но отказался от первого. За этот отказ он был посажен в тюрьму. Сначала заключение было не тяжкое; но положение М. ухудшилось, когда он отказался признать королевскую супрематию. Это повело к обвинению его в государственной измене. 6 июля 1535 г. М. был обезглавлен. М. был одним из самых горячих провозвестников нового просвещения в Англии. В своих сочинениях (ср. особенно epist. ad Dorpium) он настаивал на изучении греческого языка и напечатании греческого текста Библии. Но М., как и Эразм, лишь с большей убежденностью, остался до конца дней на почве католической церкви. Его отталкивали догматизм и нетерпимость протестантов; он не хотел в них видеть представителей реформы. Приверженность к старой церкви поставила его под конец в противоречие с началами веротерпимости, проведенными в "Утопии". В качестве канцлера М. встретился с сильным сектантством в Англии; проповедники реформы при нем наказывались, как мятежники: их сажали в тюрьму, а епископам М. не мешал присуждать их к смерти. Из иностранцев, посещавших М., с ним особенно сблизился художник Гольбейн, оставивший прекрасные портреты М. и описание его домашней жизни. Католическая церковь впоследствии старалась представить М. мучеником за веру; Папа Лев XIII в 1886 г. включил М. в число блаженных. Сочинения М. вышли: английские — в 1530 г., в Лондоне, латинские — в 1563 г., в Базеле. Кроме названных, между ними выделяются собрание латинск. эпиграмм и биографии йоркских королей XV в. "Утопия" первым изданием вышла в 1516 г. в Лувене, под заглавием "Libellus aureus nec minus salutans quam festivus de optimo reipublicae statu de que nova insula Utopia". Биографии М.: первая, составляющая главный источник сведений о нем, принадлежит зятю М., Roper'y (по-англ. 1551, по-дат. 1558, много раз переиздавалась); за ним последовал Stapleton (1588). Новые: Rudhart, "Th. Morus" (Нюрнберг, 1829); Baumstark, "Th. Morus" (Фрейб., 1879); Walter, "Th. Morus et son ?poque" (Тур, 1868); Bridgett, "Th. More" (Лонд., 1883). Об "Утопии" см. Kautzky, "Th. More und seine Utopie" (Штутг., 1888); Kiemw?chter, "Die Staatsromane" (Вена, 1891); R. v. Mohl, "Gesch. u. Litter, d. Staatswissenschaften", отд. "Die Staatsromane" (Эрланген, 1855); Roscher, "Zur Gesch. d. engl. Volkswirthschaftslehre im XVI u. XVII J.", в "Abhandlungen d. kgl. S?chs. Ges. d. Wissenschaften" (т. III, 1857); Р. Виппер, "Утопия Мора" ("Мир Божий", 1896, март).Р. Виппер.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.