(??????) — греч. богини судьбы. Раннее религиозное мировоззрение обозначило этим именем верховный закон природы, указывая на богов, как на его исполнителей; наряду с выражением ???? ???? часто встречается выражение ????? ????. Из этого представления возникла вера в богинь М., стоящих особо от других божеств. По Гесиоду, их было три — ?????, ???????, ???????; все они — дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — ее случайности, третья — неотвратимость ее решений. Платон в своей "Республике" изображает М. сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене необходимости, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поет о настоящем, Лахезис — о прошедшем, Атропос — о будущем. Рождение и смерть стоят под особым покровительством М.; в силу этого верования богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в Дельфах было изображение только двух М.). Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Как богини смерти, М. называются ?????? ???????? (собств. ????? ???????) или ?????? ???????. Они определяют момент смерти человека и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, М. — сестры и союзницы Эриний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда — смерти. Далее, М. — богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сестрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его ????????, т. е. законах, называется, поэтому ?????????? — эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса. В искусстве М. изображались разно. На греческой вазе Fran?ois в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды М. помещены возле колесницы Гермеса и Маи, в числе 4, по наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты М. — прялка, свиток, весы. Изображались М. обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух (напр. Catull., LXIV, 305). Буквально слово ????? означает доля, У римлян Мойрам соответствовали Парки.Н. О.
Значение слова МОЙРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МОЙРЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012