Значение слова МЕРК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое МЕРК

(Иоганн Генрих Merck, 1741—1791) — немецкий литератор, особенно известный дружбой с Гёте. Занимал в Дармштадте довольно видное место при военном департаменте. В его доме собирались самые выдающиеся люди того времени. Друзьями М. были Гердер, Виланд, Гёте (с 1771 г.), Лафатер, Николаи, ландграфиня Каролина гессен-дармштадтская, герцог Карл-Август веймарский, его мать Амалия и др. М. был человек с универсальным образованием и холодным критическим умом; он обладал огромным запасом практических и специальных сведений (особенно по технике и естественной истории), но ему недоставало философской глубины, оригинальных идей и творческой силы. Беспощадная резкость его приговоров придавала ему в глазах его друзей характер "диаболизма" — чего-то демонического, что и дало позднейшим критикам повод усматривать в нем оригинал гётевского Мефистофеля. Биограф М., Циммерман, отчасти опровергает это мнение, приводя ряд доказательств в пользу того, что М. был человек крайне добродушный, сердечный и безусловно благородный (вопреки резкому отзыву Гёте о М. в "Wahrheit u. Dichtung").Литературную деятельность свою Мерк начал с переводов с английского. Первые его опыты стихотворных басен и рассказов были подражаниями Лессингу; своими лирическими пьесами он примкнул отчасти к гёттингенским поэтам, отчасти к Гердеру. Оригинальны две шутливые рапсодии в народном стиле: в них осмеяны тогдашние педанты (например, Николаи), раскритиковавшие "Вертера". С 1772 г. М. делается деятельнейшим сотрудником "Frankfurter gelehrte Anzeigen" и "Deutscher Merkur". Он пишет рецензии, критические статьи, повести, отчеты о художественных выставках и т. д. Его критика всегда остроумна и талантлива, но характер ее — почти исключительно отрицательный. М. — прежде всего теоретик, но, по какому-то странному противоречию с самим собой, он иногда выставлял идеалом то, что сам в жизни отвергал. Так, он проповедовал довольство собой и другими, полный консерватизм, посвящение себя исключительно одной какой-нибудь деятельности — а сам вечно разбрасывался. Он строго отделял личность автора от его произведения и признавал безразличной для художественной критики цель, ради которой художник создал свое произведение (1781). Признавая верность основной идеи Руссо, он делал к ней поправки и указывал на вред, который причиняло неправильное ее понимание. Особенно ценились работы М. по истории и философии искусства. Молодые художники (Тишбейн, Гесс и др.) пользовались его советами и указаниями. Его обзор истории живописи до Рубенса и Ван Дейка появился в печати только 50 лет спустя после его смерти (1843). М. отстаивал идею равноправности всех школ и форм в живописи, в чем сходился с голландским анатомом Петром Кампером, тесная дружба с которым укрепила в М. любовь к естественным наукам, зародившуюся у него еще в Петербурге (1773), куда он сопровождал ландграфиню Каролину. Он высказывал предположение, что многие виды животных, живших в Германии в доисторическое время, теперь уже исчезли.Беллетристические опыты М. проникнуты суховатым дидактизмом; в них сказывается практический реализм уравновешенной натуры, какой М. в действительности не был. Основная мысль "Geschichte des Herrn Oheim" (1778) — возвращение от культурной лжи к простоте и естественности. "Сельская свадьба" направлена против платонической чувствительности того времени. "Линдор" имеет более реалистическую подкладку и проникнут пессимизмом. "Herr Oheim der J?ngere" представляет реалистический pendant к первой повести. В "Академической переписке" (1782) в живых талантливых характеристиках противопоставлены типы сильных "бурных" натур затхлому филистерству старого закала, свободный образ мыслей "гениальной" молодежи — ограниченным морально-эстетическим правилам людей доброго старого времени.Неосторожные промышленные предприятия (собственные типография и фабрика) поглотили все средства Мерка; он разорился и, под влиянием болезни печени, впал в ипохондрию. Друзья — Гёте, Карл-Август и наследный принц гессенский — дали ему возможность расплатиться с кредиторами. Поездка в Париж в 1790 г. несколько развлекла его, но ненадолго, и он окончил жизнь самоубийством.Ср. Гёте, "Dicht. u. Wahrh." (см. также примеч. G. Loeper'a); K. Wagner, "Briefe an M. von Goethe, Herder, Wieland u. а." (Дармштадт, 1835); "Briefe an u. von M." (ib., 1838); "Briefe aus d. Freundeskreise v. Goethe, Herder, H?pfner u. M." (Лейпциг, 1847). Избранные статьи М. по литературе и искусству изданы A. Stahr'ом (Ольденбург, 1840). Ср. G. Zimmermann, "Joh.-Heinr. M., seine Umgebung u. seine Zeit" (Франкфурт-на-Майне, 1871); "Allg. D. Biographie" (т. 21).A. P.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.