(Marutas) — божества ведийского периода индийской мифологии. Они составляют дружину, сопровождающую Рудру или Индру. Число М. неопределенно: гимны Риг-веды упоминают то 27 М., то 180. Туземные индийские комментаторы вед видят в М. божество ветров, предшествующих грозе: в классическом санскрите слово marut употребляется в значении ветра. Отцом М. назыв. Рудру, иногда Индру, матерью — корову Пршни (Pr?n?), олицетворяющую, как предполагают, грозовую тучу. М. упоминаются обыкновенно в гимнах, посвященных Рудре или Индре; но есть несколько гимнов, посвященных им одним. Они изображаются толпой прекрасных юношей, в роскошном одеянии, с блещущими копьями, с золотыми украшениями на шее и груди, выезжающими на боевых, иногда золотых колесницах, запряженных пестрыми конями или антилопами. Они колеблют землю и горы в своем стремительном беге, сопровождаемом вихрем, обращают день в ночь, источают потоки дождя. Они являются помощниками Индры в его бое со змеем Вртрой, или Аги, и подобно Индре, вооружены перунами. Как оросители земли потоками дождя, они являются благодетелями человека. Гимны приписывают им обладание целительными снадобьями. Имя Marut одни ученые (Грассман) относят к корню mar — блистать (срав. греч. ???????? — блистаю) и дают ему значение блистающий; другие (Дармстетер) видят в имени М. тот же корень, как в слове mar-ya — муж, и ссылаются на встречающийся в ведах эпитет этих богов mary?so divas, т. е. мужи неба.См. Oldenberg, “Die Religion des Veda” (1894, стр. 224 и след.); Barth, “The Religions of India” (1891, стр. 13 и след.); Muir, “Original Sanskrit texts” (V, стр. 147—154); Darmesteter, “Ormazd et Ahriman” (p. 163).Bc. M.
Значение слова МАРУТЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МАРУТЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012