Значение слова РУДРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое РУДРА

(санскр. Rudra) ? индийское божество, с разным характером и значением в разные периоды истории индийской религии. В Ригведе образ Р. не отличается определенностью и занимает второстепенное положение; специально ему посвящены только три гимна, в одном он прославляется вместе с Сомой; вообще упоминается около 75 раз. Он блестит как солнце или как золото, покрыт золотыми украшениями, восседает на колеснице. Более поздние ведийские тексты прибавляют к этим чертам несколько новых: 1000 глаз, синюю шею, медно-красное тело, одежду из шкур, место обитания в горах и т. д. Есть и более ясные указания на лежащее в основе образа Р. представление грозы и бури. Р. изображается с грозовой палицей, блестящее древко которой спускается с неба на землю; он вооружен луком и крепкими и быстрыми стрелами, отчего в Атхарваведе и получает эпитет стрелка из лука. В связи с Р. упоминаются весьма часто Маруты (см.), боги бурь, отцом которых он называется. Врагом мрачных демонов Р. не является никогда и не имеет определенно-светлого и благотворного характера; напротив, ему часто приписываются зловредные, разрушительные свойства. Гимны, посвященные ему, преимущественно рисуют ужас, внушаемый его грозными стрелами. Его умоляют не убивать детей, родных, людей вообще, рогатый скот, коней и т. д. В позднейших ведийских текстах опасный характер Р. выступает на вид еще ярче: его боятся и чуждаются даже боги. Рядом с разрушительными свойствами, Р. приписывается, однако, и сила отвращать зло, а также исцелять болезни, для чего он имеет тысячу средств (отсюда эпитет jalâ sha = исцеляющий). Первично, по-видимому, Р. изображал разрушительную силу грозы, а благотворные и целительные свойства его явились отчасти естественным следствием грозы, очищающей и оплодотворяющей природу, отчасти результатом пощады того, что она могла бы уничтожить. Сложность образа Р. вызывала различные объяснения его у разных мифологов, выдвигавших на первый план ту или другую отличительную его черту. Сложностью этой объясняются и различные связи его с другими божествами. Так, иногда Р. отожествляется с Агни (которому в свою очередь нередко прилагается эпитет rudra) или является одной из восьми форм Агни. В послеведийскую эпоху образ Р. незаметно переходит в образ Шивы (см. Barth, "Les religions de l'Inde", П., 1879, гл. V; русский перевод, M., 1898), являющегося олицетворением злого начала в природе. Началом этого нового образа послужил нарицательный эпитет çiva (благосклонный), которым иногда отмечался Р. Обычный эпитет Шивы ? Триамбака (имеющий три матери) ? прилагается к Р. уже в ведах. Имя жены Шивы ? Амбика ? в ведах носит сестра Р. Другой эпитет Шивы ? Магадева ? также придается Р. уже в белой Яджурведе. В связи с этой сложностью находится и представление о Рудрах в позднейшей индийской мифологии (см. Рудры). Этимология имени Р. допускает несколько толкований. Некоторые производят его от корня rud "кричать, выть, плакать" и переводят "ревун" (от рева бури). Так толкуют его и индусы. Другие (Грасман, Пишель) придают этому корню значение "сиять, блестеть" или "рдеть, краснеть"; тогда Р. значило бы "светлый, яркий" или "красный".

Литературу и подробности см. у Macdonell, "Vedic mythology" (¬ 28, в бюлеровском "Grundriss der indoarischen Philologie", Страсбург, 1897).

С. Булич.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.