Значение слова МАРУТЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое МАРУТЫ

(Marutas) ? божества ведийского периода индийской мифологии. Они составляют дружину, сопровождающую Рудру или Индру. Число М. неопределенно: гимны Риг-веды упоминают то 27 М., то 180. Туземные индийские комментаторы вед видят в М. божество ветров, предшествующих грозе: в классическом санскрите слово marut употребляется в значении ветра. Отцом М. назыв. Рудру, иногда Индру, матерью ? корову Пршни (Pr çnî), олицетворяющую, как предполагают, грозовую тучу. М. упоминаются обыкновенно в гимнах, посвященных Рудре или Индре; но есть несколько гимнов, посвященных им одним. Они изображаются толпой прекрасных юношей, в роскошном одеянии, с блещущими копьями, с золотыми украшениями на шее и груди, выезжающими на боевых, иногда золотых колесницах, запряженных пестрыми конями или антилопами. Они колеблют землю и горы в своем стремительном беге, сопровождаемом вихрем, обращают день в ночь, источают потоки дождя. Они являются помощниками Индры в его бое со змеем Вртрой, или Аги, и подобно Индре, вооружены перунами. Как оросители земли потоками дождя, они являются благодетелями человека. Гимны приписывают им обладание целительными снадобьями. Имя Маrut одни ученые (Грассман) относят к корню mar ? блистать (срав. греч. ???????? ? блистаю) и дают ему значение блистающий; другие (Дармстетер) видят в имени М. тот же корень, как в слове mar-ya ? муж, и ссылаются на встречающийся в ведах эпитет этих богов mary â so divas, т. е. мужи неба.

См. Oldenberg, "Die Religion des Veda" (1894, стр. 224 и след.); Barth, "The Religions of India" (1891, стр. 13 и след.); Muir, "Original Sanskrit texts" (V, стр. 147?154); Darmesteter, "Ormazd et Ahriman" (p. 163).

Bc. M.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.