(по-серб. Марко-краљевић) — сын сербского короля Вукашина, наследовавший отцу в 1371 г. Как и другие мелкие властели сербские и болгарские, М.-Кор. должен был платить султану дань и оказывать ему военную помощь в борьбе с врагами. Впоследствии он был изгнан из сербских пределов князем Лазарем Гребляновичем. В сербском эпосе М.-Кор. играет видную роль, везде являясь защитником сербского народа против турок, с которыми он то воюет, то ведет дружбу. Ему посвящено множество сербских былин или героических (юнацких) песен. Нет ни одного серба, — говорит В. Караджич, — который бы не знал имени М.-Кор. Народ придал своему любимцу мифический характер: дал ему в посестримы вилу, дал ему голос лучше голоса вилы, заставил его жить 300 лет и ездить на коне Шарце, который порой говорит с хозяином человеческим голосом и которого М.-Кор. любит больше, чем брата. Смерть М.-Кор. окружена таинственностью. По одним рассказам, М.-Кор. убил какой-то каравлашский воевода золотой стрелой в уста, когда турки воевали с каравлахами и М.-Кор. помогал туркам. Другие рассказывают, что Шарац зашел как-то в воду слишком глубоко, так что оба — и конь, и всадник — утонули, и до сих пор показывают место это около Неготина. По третьим рассказам, в одном бою было так много перебито людей, что в крови плавали и люди, и кони. М.-Кор. поднял руки к небу и воскликнул: “Боже, что мне делать”. Бог смилостивился и перенес его вместе с конем в одну пещеру, где М.-Кор. и спит до сего дня. Его меч спрятан под большим камнем, но понемногу выдвигается из скалы: конь, стоя перед господином, жует понемногу пшеницу из большой торбы. Когда весь меч выйдет наружу и конь сжует всю пшеницу, тогда проснется М.-Кор. и пойдет на защиту своего народа. Наконец, есть в сборнике В. Караджича песня про смерть М.-Кор., в которой рассказывается, что он убил своего Шарца, разбил меч и забросил свой буздован (боевую палицу), чтобы они не доставались другому, а сам, написав свое завещание, лег под высокое дерево и заснул. Шедшие мимо игумен с послушником исполнили его волю и похоронили. Героем-защитником М.-Кор. является только в эпосе и устах народа в Сербии; в тех же местах, где он, по былинам, действовал (в Старой Сербии, в окрестностях Прилепа и Косовского поля), о нем сохранилась дурная память: там его зовут М.-насильником (М.-зулумджиjа). М.-сорви-голова (М.-дели-баша). По мнению Гёте, М.-Кор. соответствует греческому Гераклу и персидскому Рустему. Можно сказать, что М.-Кор. — такой же народный герой, как и наш Илья Муромец. Ряд песен о нем собран у В. Караджича во II томе его “Српске песме” (II, jyначке); новейшие собрания их вышли в Новом Саде в 1878 г., под заглавием: “Kraljevi? Marko” и в Загребе в 1880 г. под загл.: “Kraljevi? Marko u narodnih. pjesmah” (издание Ив. Филиповича, с объяснением малоизвестных слов и выражений). Рус. перевод некоторых былин см. у Гербеля в “Поэзии славян”. В болгарской народной поэзии также немало псен о Крале Марко (ср. сборник Ив. Богорова, “Белгарски народни песни”, София 1879), вследствие чего болгары оспаривают принадлежность сербам этого героя южно-славянской поэзии. Бесспорно, сербы имеют на него преимущественные права, как по числу народных песен и сказаний, так и по историческим основаниям.Ср. И. В. Ягич, “Kraljevi? Marke kurz skizzrit nach der serb. Volksdichtung” (“Archiv f?r Philologie”, т. V); M. Халянский, “Южно-южно-славян. сказания о Кралевиче М.” в связи с произведениями русск. былевого эпоса” (Варш., 1892—95).Ир. П.
Значение слова МАРКО-КОРОЛЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МАРКО-КОРОЛЕВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012