Значение МАРИНИ ДЖАНБАТТИСТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое МАРИНИ ДЖАНБАТТИСТА

вернее Марино (Gianbattista Marino) — знаменитый итальянский поэт (1569-1625), родом из Неаполя. Изгнанный из отцовского дома за то, что не соглашался посвятить себя судейской карьере, он вскоре должен был покинуть и Неаполь, вследствие любовного приключения, наделавшего шуму. В Риме он нашел горячего покровителя, кардинала Пьетро Альдобрандини, и издал несколько сборников стихотворений: "Rime amorose varie" (1602), проявив большую виртуозность стиха. М. скоро сделался главой особой школы. Остроумным манерным сонетам М. стали давать предпочтение пред грациозным изяществом Петрарки; кокетливая изломанность изысканных выражений казалась чуть ли не откровением, по сравнению с тонкостью Пьетро Бембо. В свите кардинала Альдобрандини М. отправился в Савойю и здесь, за сочиненный в честь герцога панегирик "Il ritratto", возведен в должность герцогского секретаря. Успех этот восстановил против М. другого герцогского секретаря, Гаспара Муртола; в отмщение последнему за его наветы М. сочинил "Муртолеиду", сборник сонетов, где остроумно осмеял своего врага. Муртола пытался отвечать "Маринеидой", в таком же духе, но оружие это оказалось ему не под силу, и мстительный савоец, подстерегши М., выстрелил в него из пистолета - тоже без успеха. Брошенный в тюрьму, Муртола получил освобождение лишь благодаря хлопотам за него М., но не успокоился и, добыв давнишнюю поэму М. "Cuccagna", где по адресу герцога савойского было помещено несколько насмешек, представил ее Карлу-Эммануилу как новинку, а тот, разгневавшись на М., подверг его строжайшему заточению. Лишь благодаря усиленным ходатайствам М. получил свободу и принял приглашение Маргариты Валуа прибыть во Францию, где после ее смерти нашел покровительницу в лице Марии Медичи, второй жены Генриха IV. М. сблизился с тогдашними корифеями франц. литературы — Вуатюром, Скюдери, Бальзаком — и завоевал себе почетнейшую известность среди знати. На весь Париж прославились мелкие baci ("Поцелуи"), сочинявшиеся М. в подражание латинским анакреонтическим стихотворениям Жана Секонда и Бонненфона — безделушки весьма бойкие, где чувственность и смелость выражений приправлялась платонизмом, ради успокоения скромности почитательниц поэта. Эти "Пустячки" оплачивались на вес золота; на мадригалы и каламбуры М. отбоя не было от покупателей. Поэтическое жонглерство не только доставило М. крупные деньги, но упрочило литературную его репутацию. В Париже ни за одним князем, герцогом и пэром не ухаживали так, как за неаполитанским поставщиком острот и baci. Королева, встречая на улице М., останавливала карету, чтобы лишний раз насладиться его беседой. В Париже М. докончил произведение наиболее прославившееся у современников — поэму "Adone". Она посвящена мифу об Адонисе, заключает в себе 45000 стихов и объединяет под одним названием много мелких эпопей: "La Fortuna", "Il Palagio d'amore", "L'Innamoramento", "La Novelletta" и т. д., с самостоятельными сюжетами. Здесь еще более, чем в мелких "Rime", заметны аффектированность слога, игра словами, натянутость метафор и деланность описаний. Но именно эти недостатки М. принимались его поклонниками за неоспоримые красоты; только позднее его стали считать извратителем вкуса у итальянцев (Акад. аркад была основана именно для противодействия маринизму). В 1623 г. М. вернулся в Италию. Путешествие его оказалось сплошным триумфальным шествием; в Рим он въехал при звоне колоколов и громе пушек, ему предложена была грамота на дворянство, а когда М. отклонил эту почесть, Академия dei Umoristi увенчала его званием князя поэтов. Так же торжественно он был встречен и в Неаполе; вообще он удостоился при жизни такого восторженного поклонения, какое не выпадало даже на долю Петрарки. Когда он умер, Неаполь почтил его пышными похоронами; в честь усопшего была выбита медаль; знаменитейшие писатели эпохи — Лоренцо Крассо, Гиллини, Эритреус, Байакка — старались увековечить его память; соч. его издавались и переиздавались, равно как и его переписка (Lettere gravi, argute, facete, et piacevoli, con diverze poesie; первое изд., Венеция, 1627). В среде итальянских монахов на М. и теперь продолжают смотреть как на великого поэта. Фрерон и герцог д'Эстутвилль издали, в подражание VIII песен "Adone", "Les Vrais plaisirs ou les Amours de V?nus et d'Adonis" (Амстердам, 1755), a Гэнгэнэ вознамерился сократить "Адониса" до пяти песен и наполовину выполнил свой план. Сам Руссо некоторые страницы "Новой Элоизы" разукрасил цитатами из М. Некоторые истинные перлы поэзии, попадающиеся среди мелких стихотворений М., и поныне знает наизусть всякий образованный итальянец. Выбранные сочинения М. переизданы в 1862 г., в Неаполе.Литература. Loredano, "Vita dl M." (Венеция, 1633); Ferrari, "V. d. M." (Венеция, 1633); Pacichelii, "V. d. M." (Рим, 1670); Poppe, "V. d. M." (Галле, 1771); Ph. Chasles, в "Revue des deux Mondes" (от 15 августа 1840) и в "Etudes sur l'Espagne et l'Italie" (1847); Le F?vre Deumier, "Etudes biogr. et litt?raires de quelques c?l?brit?s etrang?res" (П., 1853); F. T. Perrens, "Histoire de la litt?rature italienne" (П., 1867).В. Ш.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.