(Marheinecke, 1780-1846) — известный немецкий богослов, был профессором в Эрлангене, Гейдельберге и Берлине. В "Universalkirchengeschichie des Christentums" (Эрланген, 1806 и след.) он объясняет христианство, как религию практической жизни, историю христианства — как историю нравственной реформы человечества. По мысли М., догматические воззрения отдельных христ. вероисповеданий суть только "потоки", или "разветвления", одного и того же христианства; различие между ними обусловливается лишь обстоятельствами места и времени. В "System d. Catholicismus in seiner Symbolischer Entwickelung" (1810) он с замечательным для протестантства беспристрастием излагает католичество, как понимают его сами католики, и доказывает возможность, в близком будущем, слияния церквей католической и протестантской. Высоко ценится его "Geschichte d. deutschen Reformation" (Берл., 1816-34), написанная по первоисточникам и настолько проникнутая духом первобытного протестантства, как если бы она была составлена в век Лютера. В Берлине М. сделался убежденным сторонником Гегеля и стал во главе так называемой правой стороны гегельянства, стараясь объединить его философские начала с учением христианского богословия. За это правоверные богословы приравнивали М. к Оригену, который церковную веру в значительной степени подчинил началам неоплатонической философии. Лекции М. о способах сближения философии Гегеля с богословием изданы уже после его смерти, в 1849 г., под заглавием: "Kritik d. Schellingschen Offenbarung sphilosophie". Подробнее та же тенденция развита в его "Theolg. Vorlesungen" (1847-49): I. "System der theol. Moral"; II. "System d. Christl Dogmatik"; III. "Christl. Symbolik"; IV. "Christl. Dogmengeschichte". Здесь, между прочим, заслуживает внимания определение ереси: она возникает из преобладающего воздействия научного, внебогословского знания и есть выражение личного мышления, сложившегося помимо истинно религиозного духа. И в ереси, однако, много доброго, ибо личное суждение, если оно благонамеренно и обосновано, не может быть чуждо истины. Вообще религию М. определяет, как знание, почему Неандер и охарактеризовал его мировоззрение названием "спекулятивного" (философского) богословия. О главном его соч.: "Grundlehren der Christl. Dogmalik" (1819, 27, 49), осуществляющем его теорию богословия, как сочетания церковного учения с философией (идеалистической), см. А. Гренкова, "Главные направления немецкого богословия в XIX в." (Казань, 1882). Прочие сочин. M.: "Institutiones symbolicae" (1830); "Entwurf der pract. Theologie" (1837); "Ueber die Bedeutung der Hegelschen Philosophie in d. christl. Theologie" (1842) и др.Н. Б-в.
Значение МАРГЕЙНЕКЕ ФИЛИПП-КОНРАД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МАРГЕЙНЕКЕ ФИЛИПП-КОНРАД
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012