особого рода вещество, которым питались евреи в пустыне по выходе из Египта. Когда они, во время странствования, стали испытывать голод, то подняли ропот на Моисея. На следующее утро пустыня оказалась усыпанною каким-то белым крупитчатым веществом, которое было сладковато на вкус и питательно. Это и была М., которую Моисей велел собирать и делать из нее лепешки. С этого времени М. сделалась постоянным источником пропитания народа, до самого вступления его в Палестину. В некоторых частях Синайского п-ова и доселе встречается вещество, по своим свойствам похожее на библейскую М. и даже теперь называемое местными арабами манна Эссема — "небесная манна". Это — беловатое смолистое вещество, имеющее душистый запах и высачивающееся из стволов кустарника тамариска (Tamarix mannifera). Тамариск растет в западной половине Синайского п-ова, в каменистой Аравии и в области заиорданской. Собственно на Синайском п-ове истечение этого смолистого вещества бывает только в мае и июне, после зимних дождей. Оно имеет вкус меда и сочится из кустарника, как клей или смола из вишневого дерева. При падении на землю М. принимает в себя и разные другие элементы, так что для употребления ее требуются известные приспособления. Арабы варят ее в горшке, затем пропускают через полотно для очищения от посторонних примесей и потом сливают в жестянки, в которых она может сохраняться по несколько лет. Местные бедуины и греческие монахи едят ее с хлебом, как приправу, но она никогда не заменяет хлеба. Такая тамарисковая М. имеет весьма отдаленное сходство с той М., которой питались евреи, как хлебом: она непитательна, да ее было бы и совершенно недостаточно для народа в с лишком два млн. душ, для которых потребовалось бы до полмиллиона пудов еженедельно, между тем как тамарисковой М. даже в хорошие годы собирается не более 25-30 пд. в год. По более подробному библейскому описанию "манна была как кориандровое семя, белая, вкусом же подобна лепешке с медом" (Исх. XVI, 31). В Числ. XI, 7 M. по виду уподобляется бдолаху ("видом как бдолах"): бдолах есть смолистое вещество, вытекающее из бдолы, особого рода пальмы. Со временем эта однообразная пища надоела евреям, так что они роптали и называли М. "негодной пищей" (Числ. XXI, 5), или, точнее, "слишком легкой"; но они не голодали и, во всяком случае, не умирали с голода, как это было бы неизбежно при питании М. тамарисковой, которая не содержит в себе азота.См. Исх. XVI гл.; Иос. Флавий ("Древн.", III, 1); Burckhardt, "Travels in Syria and the Holy Land" (p. 660).Ср. Манна.A. Л.
Значение МАННА БИБЛ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МАННА БИБЛ.
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012