Значение слова ЛОПЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ЛОПЕ

Лопе де Вега (Lope Felix de Vega Carpio) - гениальный драматург,творец испанской национальной драмы, род. 25 ноября 1562 г. в Мадриде.Отец Л. писал стихи, как видно из поэмы его сына: "ЛаврАполлона"("Laurel de Apollo"), заключающей в себе панегирик тогдашнимиспан. писателям. По-видимому, Л. потерял рано своих родителей. Десятилет он поступил в коллегию Иезуитов в Мадриде и скоро начал сочинятькомедии. Первая, дошедшая до нас пьеса его, "El verdader amante",написана им 12 или 13 лет от роду, прекрасными стихами, и имела большойуспех. Вышедши из алькалского университета, Л. поступил секретаремгерцога Альба, по просьбе которого написал пастушеский роман "Arcadia"(смесь прозы со стихами), появившийся в печати только в 1598 г. В 1584г. Л. женился, а, спустя год, по причинам до сих пор неразъясненным, былзаключен в тюрьму, затем изгнан из Мадрида на несколько лет. В 1588 г.он принял участие в экспедиции великой армады. В 1591 г. умерла жена Л.;смерть ее страшно потрясла поэта. Литературное положение Л. уже в тупору было блестящее. С 1585 г. на столичных сценах давались чуть неисключительно драмы Л, имевшие необычайный успех. Сервантес, впредисловии к "Ocho соdias", называл Л. "дивом природы", "великимписателем", возвысившимся сразу до степни "повелителя театра". В 1599 г.Л. издал самую популярную из всех своих поэм "San Isidro Labrador" ("Св.Исидор Пахарь"). В 1604 г. Л. женился вторично и окончательно поселилсяв Мадриде. Через несколько лет умер один из его сыновей, умерла жена; онпостригся в монахи и вступил в религиозное братство, членом которогосостоял и Сервантес. Духовный сан ни мало не препятствовал драматургуписать комедии; не изменил он и страстного темперамента поэта. В 1616 г.он безумно влюбился в Марту Неварес. Эта любовь длилась 16 лет, до самойсмерти доньи Марты, которую Л. воспел под именем Амарильи и которойпосвятил несколько драматических произведений. Она развелась с мужем ипереехала в дом Л., но за четыре года до смерти ослепла и затем впала вбезумие. Дочь Л. 16-ти лет ушла в монастырь, а другой сын его погиб вэкспедиции для ловли жемчуга. - Ряд сценических триумфов сделал Л.идолом толпы. Восхищение им переходит в обожание; имя его становитсясинонимом для всего наилучшего. Если Л. показывался на улице, толпынарода следовали за ним, женщины выходили на балконы. Ученые илитераторы, испанские и иностранные, нарочно ездили в Мадрид, чтобытолько взглянуть на "Феникса Исании". Слава Л. возбудила мелочнуюзависть некоторых менее известных писателей и вовлекла его в разныедрязги и ссоры. Даже с Сервантесом у Л. существовала литературнаявражда. У Л. не хватало великодушия помнить, что Сервантес был горемыка,жил в крайней бедности и не был оценен по заслугам; он не понималзначения и гениальности "Дон-Кихота". Сервантес называл Л. поэтом,которому в прозе и стихах нет равного - но вместе с тем указывал, хотя и очень сдержанно, слабые стороныего творчества. С годами производительность Л. скорее увеличивалась, чемуменьшалась, а духовная сила его не ослабевала. За год до смерти Л.окончил последнюю, превосходную комедию свою: "Las bizarrerias deBelisa", и еще за четыре дня до смерти, - он умер 27 августа 1635 г., -написал поэму "El sigio de оrо" ("Золотой век"), замечательную по силегармоничности и прелести стиха. Похороны Л. были необычайно пышны иблестящи. 150 испанских поэтов написали в память его стихотворения, изкоторых составился целый том. В другой том, появившийся в Венеции, вошлистихотворения, посвященные памяти Л. наиболее известными итальянскимипоэтами. Отличительными чертами характера Л., при всей страстности его,были добродушие и нежность. Неувядаемая слава Л. зиждется, главным образом, на его драмах, хотяего поэмы, оды, послания, элегии также отличаются силой, оригинальностьюи звучным, прекраснм стихом. Он написал около 2000 пьес, из которых донас дошли только 500. Творчество Л. было очень близко к импровизации. Онсочинял стихи с необыкновенною легкостью и диктовал их скорее, чем можнобыло их записывать. До Л. число испанских пьес было незначительно.Вдохновившись народной поэзией, Л. придал драме художественную форму игениально отразил в ней главнейшие черты испанской жизни того времени.Прежде всего проникнутый горячей любовью к отечеству, он не пропускаетни одного интересного события испанской истории, ни одного случаяувековечить честь и славу своего народа. Он редко придерживаетсяисторической точности, но тем не менее драмы его проникнуты вполнеисторическим духом. Желание Л. придать каждой эпохе свойственный ейколорит распространяется даже и на язык. Так напр., комедия его: "Lasfamosas Asturianas" ("Знаменитые женщины Астурии) написана слогомдревнекастильских летописей. Особенно любил Л. изображать первые временаиспанско-христианской монархии. Он охотно выводил на сценупатриархальных поселян Кастилии, которые то обработывали поля, тообнажали меч против мусульман. Наиболее известные из исторических драмЛ.: "Conde Fernan Gonzalez" или "La Libertad de Castilia" и "El PrincipeDespenado" ("Король, брошенный в пропасть"), где выведены на сценународное возмущение и насильственная смерть короля, дона Гарсии. И вдругой пьесе, "Innocente Sangre" ("Невинная кровь"), король несет каруза свою несправедливость. Знаменитая драма "Estrella de Sevilla"("Звезда Севильи") чрезвычайно богата драматическими положениями:действующие лица низвергаются с вершины счастья в бездну страданий. В"El Mayor Alcalde El Rey" ("Лучший алькад - король") Л. изображаетвысокую справедливость короля, на фоне жизненной картины средневековыхнравов. Пьеса "Con supan se lo coma" - одна из тех, в которых Л.превозносит преимущества сельской жизни над придворной. В прекраснойдраме "La esclava de su galan" ("Раба своего возлюбленного") особенновыделяется фигура женщины, жертвующей собой для любимого человека. Оченьхудожественна и последняя драма Л.: "El castigo sin venganza"(переведенная на русский язык С. А. Юрьевым), весьма мрачного оттенка,написанная Л. в 1631 г., когда ему было уже около 70 лет. драма "FuenteOvejuna" ("Овечий источник"; тоже переведена на русский язык С. Юрьевым)принадлежит к числу тех исторических драм Л., где главным героемявляется народ. Л. брал сюжеты и из истории других стран, напримерПортугалии. Есть у него даже пьеса из русской истории "Еl gran duque deMoscovia" ("Великий князь Московский"), повествующая о судъбеЛжедимитрия. Он черпал также темы из мифологии, из средневековых легенд,из итальянских и испанских новелл, из библейской истории и жития святых.Духовные драмы Л. не принадлежат к числу лучших его произведений.Выдающимися считаются из них только "Barlan у Zozafat", "Las aventurasdel bombre" и "La Puente del Mundo". Есть у Л. и нечто вроде философскихдрам, напр. "Las flores de D. Juan" ("Цветы д. Хуана"), где поэтстарается доказать, как непостоянно людское счастье. Главным источникомтворчества Л. служила его собственная неиссякаемая фантазия. Комедии Л., в которых он также является великим мастером, не задаютсясатирическими целями: Л. не имеет в виду исправлять людей, еще менее -карать их. Он желает лишь позабавить публику, понравиться ей. Однако, вего комедиях чувствуется высокое понятие о человеческом достоинстве; ониисполнены тонкого анализа, проникнуты добродушным юмором и представляютбесконечную галерею картин людских страстей и стремлений. Наиболееизвестны комедии: "El acero de Madrid" ("Мадридская стальная вода"), "Laboba рага los otros у discreta para si" ("Глупая для других и мудрая длясебя самой"), "Si no vieran myeros" ("Если бы женщины не видели"), "Elvillan in su rincor" ("Земледелец у себя дома") и другие. Особенноглубоко проник Л. в тайны женского сердца. Он берет женщин из всехклассов общества, начиная с королев и кончая куртизанками, и наряду свеличайшими их добродетелями изображает и величайшие их пороки. Емуравно знакомы и глубокое чувство любящей девушки, и капризы влюбленнойкокетки, и геройский дух женщины, призывающей народ к борьбе заотечество. Несмотря на небывалый успех и популярность Л. - и в егоотечестве, и за пределами его, - в XVIII в., когда в литературевоцарился псевдоклассицизм, великий испанский драматург был почти забытдаже у себя на родине. Немецкая романтическая школа, вновь возбудившая вЕвропе интерес к испанской литературе, отнеслась крайне пренебрежительнок Л., возводя на пьедестал его преемника, гениального мистикаКальдерона. Между тем, хотя у Кальдерона более совершенна драматическаяформа и больше глубины, он дальше от действительности, у него нетестественности и простоты чувства, нет свежего и наивного языка Л. и ктому же некоторые знаменитые произведения Кальдерона, как, напр., "Elmedico de su honra", заимствованы у Л. "El alcal de Zalomea"("Саломейский алькад"), - единственная драма Кальдерона, где крестьянеявляются представителями нравственности, чести и правды, - тоже ничтоиное, как переделка одноименной драмы Л. Только сравнительно недавнонемецкая критика, в лице Шака и друг., отдала должное Л. и выяснилаоригинальные стороны его гения. У Л. всюду сквозит любовь к простомународу. Многие народные песни, сочиненные им самим и вставленные в егопьесы, перешли в уста народа и поются поныне. - Кроме Кальдерона,заимствования из Л. можно найти у Морето, Вермонте и др. испанскихписателей, так как из литературного наследства Л. потерялось около 1500драм, то весьма вероятно предположение, что огромное количествоиспанских пьес, считающихся оригинальными, в действительностизаимствованы у Л. Французские, итальянские и другие иностранныедраматурги также многим обязаны Л. Из изданий произведений Л. лучшие:Rico, "Colleccion de los obras sueltos de Lope" (Мадрид, 1776 - 79);Ribadeneyra, "Obras no dramaticas de Lope", "Comedias" (Мадрид, 1604 -47). Избранные драмы Л. изданы Герценбушем: "Obras dramaticas escogidasde Lope" (Мадрид, 1853 - 60). "Comedias ineditas de Lope" вышли вМадриде в 1873 г. Литература. Montalvan, "Fama posthuma a la vida у muerte de Lope"(Мадрид, 1836); Holland, "Some account of the live and writings of Lope"(Л., 1817); Damas Hinard, "Notice sur Lope" (П., 1861); Lewes, "TheSpanish drama: L. de Vega and Calderon" (1846); Labeaumelle, "Chefsd'oeuvre des theatres etrangers" (1849); Ernest Lafond, "Essai sur lavie et les oeuvres de Lope" (1837); Schack, "Geschichte d. dramatischenLitteratur und Kunst in Spanien"; Тикнор, "История испанскойлитературы". Недавно начато испанскою акд. издание сочинений Л., подзаглавием: "Lope de Vega. Obras", с приложением "Nueva Biografia",Барреры (Мадрид, 1890 - 92), занимающей целый большой том. На русскомязыке, кроме указанных уже переводов С. Юрьева: "Собака садовника",перев. Пятницкого ("Отечеств. Записки", 1851 - 54) и "Сети Фенизы"("Вестн. Иностр. лит."). М. В.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.