Карпьо (Vega Carpio) Лопе Феликс де (25.11.1562, Мадрид, - 27.8.1635, там же), испанский драматург, поэт и прозаик. Родился в семье ремесленника. В 1614 принял сан священника. В. К. оставил огромное литературное наследие: свыше 2000 пьес (издано около 500, около 200 известны по названиям), свыше 20 поэм, лирические стихотворения, пасторальный роман 'Аркадия' (1598), любовно-авантюрный роман 'Странник в своём отечестве' (1604), диалогический роман 'Доротея' (1632) о дворянском обществе Мадрида, новеллы (1624). В стихотворном трактате 'Новое искусство сочинять комедии в наше время' (1609) В. К. сформулировал важнейшие принципы испанской ренессансной драмы.
Большую группу пьес В. К. составляют социально-политические драмы из отечественной и иноземной истории (например, пьеса о Лжедмитрии 'Великий герцог Московский', 1617). Критикуя 'тиранические извращения' королевской власти в пьесах 'Кровь невинных' (1623), 'Звезда Севильи' (1623), 'Наказание не мщение' (опубликован 1635), В. К. выражал вместе с тем утопическую мечту об идеальном государе, действующем от имени народа и во имя народного блага. Такими изображены герои пьес 'Граф Фернан Гонсалес, или Освобождение Кастилии' (1625), 'Король Вамба' (1604) и др. В пьесах 'Кастильские судьи' (1618), 'Доблестный кордовец Педро Карбонеро' (1603, опубликована 1620), 'Славные астурийки' (опубликована до 1618) и др. историческая хроника перерастает в народно-героическую драму, в центре которой - тема сопротивления крестьян феодальному насилию. В пьесах 'Саламейский алькальд' (написана до 1610), 'Периваньес и командор Оканьи' (около 1609, опубликована 1614) и особенно 'Фуэнте Овехуна' (1612-13, опубликована 1619) В. К. провозглашает право народа на месть феодалам, отмечает у крестьян чувство человеческого достоинства и справедливости.
Комедии о любви, преобладающие среди пьес В. К., - 'Крестьянка из Хетафе' (опубликована 1620), 'Собака на сене' (написана между 1613 и 1618, опубликована 1618), 'Девушка с кувшином' (написана до 1627, опубликована 1646), 'Учитель танцев' (1593), 'Раба своего возлюбленного' (около 1625, опубликована 1647) - типичные комедии интриги; психологическая мотивировка сводится к минимуму, что не исключает психологического разнообразия характеристик персонажей. Поэтика В. К. сочетает смешные и возвышенные, будничные и поэтические жизненные явления. Синтез обыденного и возвышенного характерен и для его поэтического стиля, впитавшего в себя народную поэтическую речь.
Пьесы В. К. представляют собой классические образцы испанской национальной драмы Возрождения, которым следовали многие драматурги разных поколений. В. К. оказал влияние на дальнейшее развитие драматического искусства в Испании и Западной Европе. Его пьесы ставятся в театрах многих стран мира. В России пьесы В. К. начали переводить со 2-й половины 19 в.
Соч.: Obras, ed. de La Real Academia Espanola, v. 1-15, Madrid, 1890-1913; то же, nueva ed., v. 1-13, Madrid, 1916-30; в рус. пер. - Собр. соч. в 6 тт., М., 1962-65; Новеллы, М. - Л., 1960.
Лит.: Петров Д. К., Очерки бытового театра Лопе де Вега, СПБ, 1901; Плавскин З., Лопе де Вега, Л. - М., 1960; Узин В. С., Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Вега, М., 1963; Балашов Н. И., Лопе де Вега и проблематика испанской драмы XVII века на восточнославянские темы, 'Известия АН СССР. ОЛЯ', 1963, т. 22, в. 1, с. 3-18; Лопе де Вега. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, М., 1962; Vossler К., L. de Vega und sein Zeitalter, Munch., 1932; Morley S. G., Bruerton C., The chronology of L. de Vega's comedias, N. Y.; 1940; Menendez у Pelayo М., Estudios sobre el teatro de L. de Vega, v. I-6, Madrid, 1949; Correa Calderon E. у Lazaro F., Lope de Vega у su epoca, v. 1-2, Salamanca, [1961]; Simon Diaz J. у Jose Prades J. de, Ensayo de una bibliografi'a de las obras у articulos sobre la vida у escritos de L. de Vega C., Madrid, 1955; их же, Lope de Vega. Nuevos estudios, Madrid, 1961; Entrambas aguasy Репа J. de, Estudios sobre L. de Vega, 2 ed., t. 1-2, Madrid, 1967.
З. И. Плавскин.