Хуан де [Juan de Timoneda (?— ум. 1583)] — испанский драматург, новеллист и собиратель народной поэзии. Жил в Валенсии, где занимался книжным делом. Несмотря на скромное художественное дарование, Т. сыграл довольно крупную культурную роль, успешно содействуя развитию влияния лит-ры итальянского и испанского Ренессанса (Бокаччо, «Селестина», плутовской роман). Как драматург он посвящает все свое внимание бытовой комедии, учитывая, однако, латинизирующие (Ариосто), психологические (пастораль) и жанровые (commedia rusticale) тенденции итальянской драматургии, а также опираясь на опыт основоположников испанского светского театра — Торрес Наарро, Лопе де Руэды. «Три комедии» в прозе (Las tres comedias, 1559), куда вместе с переработками испанских переводов Плавта («Амфитрион», «Близнецы») входит пьеса с современной тематикой («Корнелия»), представляют своего рода вступление к серии стихотворных бытовых пьес сборника «Turiana» (т. е. «Поэзия с берегов р. Турии», 1565), где развернута актуальная для Ренессанса проблематика свободной любви, брака по выбору, распада семьи и т. п. («Филомена», «Аврелия», «Палиано» и др.); здесь же даны удачные образцы интермедий («Слепцы»), в к-рых Т. следует реалистич. традициям плутовского романа («Ласарильо») и Лопе де Руэды. О связанности Т. характерными для его эпохи религиозными традициями свидетельствуют «Триптихи» (Ternarios sacramentales, 1575, 2 тт.), стихотворные опыты в области жанра «autos sacramentales» («представления в честь таинства причастия»). Не менее важное место, чем пьесы, занимают в его творчестве прозаические сборники: «Десерт, или утеха путника» (El Sobremesa y alivio de caminantes, 1563, 2 части), включающий 165 повестушек, паремий и фацеций, взятых из Бокаччо, Поджо, Морлини, Гевары и др.; «Полезное назидание, или хранилище анекдотов» (El buen aviso y portacuentos, 1564), собрание 175 занятных житейских казусов, и наконец «Притчи» (El Patra?uelo, 1566), где в 22 отрывках сжато и деловито пересказаны фабулы новелл, извлеченные автором из Бокаччо, Банделло, Gesta Romanorum, Ариосто и др. Просвещенная издательская деятельность Т., сохранившая для потомства сочинения его талантливого друга и вдохновителя Лопе де Руэды (умер ок. 1567), высокохудожественные памятники народной лит-ры («Роза романсов» — Rosa de romances, 1573, Кансьонеро — ок. 1565) — рисуют в самом положительном свете облик этого образованного и умного представителя испанского Ренессанса. Библиография : I. Teatro profano ed. M. Men?ndez y Pelayo, Valencia, 1911; Autos, ed. Gonzales Pedroso, Madrid, 1908 (Biblioteca de Autores espa?oles, v. 58); Sobremesa y Patra?uelo (та же серия, v. 3); Buen aviso y portacuentos, ed. R. Schevill, «Revue hispanique, v. 24), N. Y. — Paris, 1911; Romances y Poesias (Biblioteca de Autores espa?oles, v. 10, 16 и 42). II. Петров Д. К., Заметки по истории староиспанской комедии, Петербург, 1907; Dunlop J., Geschichte der Prosadichtung, oder Geschichte der Romane..., ?bers v. F. Liebrecht, B., 1851; Menendez y Pelayo M., Origines de la novela, t. II, Madrid, 1907; Crawford J. P., Spanish drama before Lope de Vega, Philadelphia, 1922. Б. Кржевский
Значение слова ТИМОНЕДА в Литературной энциклопедии
Что такое ТИМОНЕДА
Литературная энциклопедия. 2012