Значение слова ЛИТТРЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ЛИТТРЕ

(Paul-Maximilien-Emile Littr?, 1801-1881) — составитель лучшего из существующих словарей живых языков и наиболее энциклопедичный из всех французских ученых после Дидро. Сын морского артиллериста, большого вольнодумца, окончил курс медицинской школы, но, оставшись после смерти отца опорой семьи, стал для приобретения средств к жизни давать уроки латинского и греческого языков. Во время июльской революции 1830 г. Л. сражался на баррикадах. Был сотрудником "National" Карреля и "Revue des Deux Mondes". Издание I т. сочинений Гиппократа (1839) сразу создало Л. репутацию первоклассного ученого; в том же году он был избран членом академии надписей. В это же время он познакомился с трудами Огюста Конта, чтение которых, по собственному его признанию, составило "поворотный пункт в его жизни". Он сблизился с Контом, решил популяризировать его идеи в целом ряде статей, а в то же время продолжил издание Гиппократа (до 1862 г), издал "Historia naturalis" Плиния, после 1844 г. заменил Фориеля в комитете по изданию "Histoire litt?raire de la France". Во время революции 1848 г. он боролся против крайних партий. Его статьи, за это время помещенные в "National", были им собраны и изданы в 1852 г. под заглавием "Conservation, R?volution et Positivisme". В последние годы жизни Конта Л. несколько отделился от Конта, не разделяя его новых взглядов; о последнем их несогласии см. После смерти Конта Л. свой взгляд на позитивизм изложил в "Paroles de Philosophie Positive" (1859) и более подробно в "Auguste Comte et la Philosophie positive" (1863). Здесь он выводит идеи Конта из учений Тюрго, Канта и Сен-Симона и делает оценку его философии. Метод Конта Л. горячо защищает от нападок Джона Стюарта Милля, но скептически относится к его "религии человечества" (ср.). С 1867 г. Л. издавал вместе с Вырубовым (см.) журнал "Philosophie positive". С 1863 г. Л. занялся составлением большого словаря французского языка. В том же году он выставил свою кандидатуру во французскую академию, но был отвергнут, так как слыл за главу французских материалистов. После падения империи он по приглашению Гамбетты читал лекции по истории в Бордо. В декабре 1871 г. Л. был избран членом французской академии, несмотря на усиленную оппозицию Дюпанлу. Словарь Л. закончен был в 1873 г. Избранный пожизненным сенатором, Л. написал несколько статей в защиту республики. В 1879 г. он перепечатал свою книгу "Conservation, R?volution et Positivisme", приложив к ней категорическое отречение от многих доктрин Конта, и издал небольшой трактат "Pour la derni?re fois", в котором выражал свою неуклонную верность материализму. Когда стало ясным, что старику Л. осталось жить недолго, жена и дочь его, ревностные католички, приложили все старания, чтобы обратить его в свою религию. Л. имел долгие свидания с патером Мильерио, знаменитым контроверсистом; но представляется весьма невероятным, чтобы Л. на самом деле изменил свой образ мыслей. Похороны его совершены по католическому обряду. Как философ, Л. развил и популяризировал идеи Конта и был основателем особого направления в позитивизме (см.); как лексикографа, его сравнивали с Сам. Джонсоном (см.), но словарь его настолько превосходит словарь Джонсона, насколько филологическая наука XIX в. превосходит науку XVIII ст. Как писатель по разнообразнейшим вопросам, он занимает до сих пор видное место между современными французскими учеными и публицистами. Важнейшие из многочисленных его книг и статей, кроме упомянутых выше: по филологии — "Histoire de la langue fran?aise" (1862); по медицине — новое издание "Dictionnaire de m?decine, de chirurgie etc.", Nysteu'a (1855); по философии — "Analyse raisonn?e du cours de philosophie positive de Mr. A. Comte" (1845), "Application de la Philosophie positive au Gouvernement" (1849), "La Science au point de vue philosophique" (1873), "Fragments de philosophie et de sociologie contemporaine" (1876) и др.; смешанного содержания — "Etudes et Glanures" (1880), "La V?rit? sur la mort d'Alexandre le Grand" (1865), "Etudes sur les barbares et le moyen-?ge" (1867), "M?decine et M?dicins" (1871, есть рус. пер.), "Litt?rature et Histoire" (1875), "De r?tablissement de la troisi?me r?publique" (1880). Кроме того, он перевел "Жизнь Иисуса" Штрауса (1839-40), издал с примечаниями сочинения Арман Карреля (1854-58) и полное собрание сочинений Конта (с 1867 г.). На русский язык переведен ряд его статей под заглавием"Аббатство, Монахи и Варвары на Западе. Падение Римской Империи" (Киев, 1889). См. появившиеся в 1881 г. статьи Durand-Gr?ville ("Nouvelle Revue"), Caro ("Revue des Deux Mondes") и Fr?d?ric Godefroy ("Lettres chr?tiennes"); Kapo, "Э. Литтре и позитивизм" (M. 1884; также в "Русской Мысли" 1883, 1-5); П-в, "Позитивная школа философии, истории и новая книга Литтре" ("Вестник Европы" 1868, 5).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.