Значение слова ВЫРУБОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ВЫРУБОВ

(Григорий Николаевич)- ученый и философ позитивной школы, родился в 1843 г. в Москве. Получив первоначальное воспитание в семействе, жившем большею частью за границей, В. окончил курс в Императорском Александровском лицее, где на него и некоторых его товарищей, получивших впоследствии известность на различных поприщах, глубокое впечатление произвел талантливый преподаватель французской словесности Помье, ученик Конта и друг Литтре. Недостаток биологических знаний В. еще в бытность в Лицее старался пополнить, выхлопотав себе разрешение посещать лекции Грубера в Медико-хирургической академии; по выходе же из Лицея, он в течение двух лет слушал лекции на медицинском и естественном факультетах Московского университета. Получив в 1864 г. степень кандидата естественных наук, В. уехал за границу, откуда с тех пор возвращался в Россию только на короткое время, между прочим в 1865 г. для получения степени магистра. В первое время пребывания за границей В. занимался медициной в Берлине и в Париже, а также много путешествовал, как в Европе, так и по Востоку. В Париже он близко сошелся с Литтре, с вдовою Ог. Конта и с главнейшими позитивистами, в кругу которых возникла в 1867 г. мысль основать периодический орган положительной философии. Последний и стал появляться с 1-го июля 1867 г., под заглавием "Philosophie positive" и под редакцией Литтре и Вырубова. Журнал этот, имевший в свое время значительный успех и послуживший родоначальником множества издающихся ныне в различных странах органов научной философии, существовал до 1884 года \[Журнал Литтре и Вырубова получил почетный диплом на Венской всемирной выставке 1873 г.\]. Во время войны 1870-71 г. В. принимал участие в защите Парижа, отчасти как доброволец национальной гвардии, но главным образом в походных лазаретах красного креста. В русско-турецкую войну 1877-78 г. он отправился на Кавказ, где ему было поручено устройство походных лазаретов в эриванском отряде, при котором он все время состоял. После прекращения издания "Philosophie positive" Вырубов отдался научным исследованиям. Работы его начали печататься с 1866 г.; он получил за них права защищать в Сорбонне докторскую диссертацию (1886), не имея степени licencie — право, которое дается очень редко. В 1889 г. В. натурализовался во Франции (с разрешения русского правительства). Он состоит членом большинства парижских ученых обществ и был в 1891 г. президентом парижского минералогического общества. В. сотрудничал во многих русских и иностранных газетах (между прочим, фельетоны его долго появлялись на страницах "СПб. Вед." под редакцией В. Ф. Корша, а корреспонденции из Парижа — в "Порядке"; был душеприказчиком А. И. Герцена, полное собрание сочинений которого издано им в 1875-1879 гг. Философские, публицистические и критические сочинения Вырубова почти все написаны на французском языке и появились большею частью в его журнале. Собранные вместе, они составили бы несколько томов компактной печати. Мы укажем лишь главнейшие между ними, распределив их, по содержанию, на пять отделов. I. Философия. "Le certain et le probable, 1'absolu et le relatif" (в I т., "Phil. pos.") — одна из наиболее замечательных философских работ, возникших в среде новейшего позитивизма; "La philosophie materialiste et la philosophie positive" (т. XXII) и "Remarques sur la philosophie critique en Allemagne" (т. XXII) — две выдающиеся критики материализма и критицизма; "Les modernes th?ories du n?ant: Schopenhauer, Leopardi, Hartmann" (т. XXVI); "La conception m?taphysique de la vie universelle" (т. XXVIII). — II. Общая методология наук. "Qu'est-ce que la g?ologie?" (т. I); "De l'individu dans le r?gne inorganique" (т. IV); "De la m?thode dans la statistique" (т. VI); "De la classification de la sociologie" (т. VIII); "L'anthropologie, ce qu'elle est, ce qu'elle doit ?tre" (т. XXIV): "La sociologie et sa m?thode". III. Практическая социология и политика. "Le congres de la paix" (т. I); L'enseignement libre" (т.II); "Londres et Paris" (т. III); "Alexandre Herzen"(т. VI); "La politique qualitative et la politique quantitative" (т. VIII) — бесспорно наиболее замечательная статья в этом отделе; "Les civilisations de l'extr?me Orient" (т. X и XI) — две статьи, имеющие высокий философский интерес; "La nouvelle politique et la vieille diplomatie" (t. XXVIII); (т. XXVIII); "Louis Blanc et Gambetta" (т. XXX). — IV. Россия. "Le clerg? russe" (т. II); "De l'ivrognerie en Russie" (т. IV); "Le proletariat en Russie" (т. VII); "Le communisme russe" (т. VII); "La Russie sceptique (т. XI); "Deux mois entre l'Europe et l'Asie" (т. XVI); "La question d'Orient" (т. XVIII); "Lettres d'Asie" (т. XIX и XX); "La guerre d'Orient" (т. XX и XXI); "La question d'Orient et le trait? de Berlin" (т. XXI); "Lettres de Russie" (т. XXIV); "La Russie dans le pass? et dans le present" (т. XXVII). — V. Критика и полемика. Отдел этот чрезвычайно обширен: сюда относятся обстоятельные критические отзывы о сочинениях и философской деятельности Милля, Льюиса, Гексли, целой группы итальянских философов, а также Ренувье, Рибо и Литтре ("Deux opinions acad?miques sur M. Littre: M. M. Pasteur et Renan", т. XXIX). — Чисто научные работы В., помимо его известной книги "Manuel pratique de cristallographie" (Пар., 1889), заключаются во множестве мемуаров (более 50), напечатанных в различных специальных журналах, преимущественно же в "Bulletin de la soc. chimique de Paris", в "Annales chimiques et physiques", в "Bulletin de la soc?t? min?ralogique" и в "Bulletin de la soci?t? des naturalistes de Moscou". Все эти работы относятся к области кристаллографической химии и ценятся специалистами.Е. де Роберти.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.