(????????, 314 — около 393 г. по Р. Хр.) — представитель младшей софистики, родом из Антиохии, учился у Зеновия, знаменитого в то время антиохийского ритора, затем посещал афинскую философскую школу, записавшись учеником у Диофанта. Собственную школу он основал в Константинополе и сразу имел большой успех, но из-за интриг и зависти коллег должен был оставить столицу и переселиться вместе со школою, в 344 г., в Никомедию. В 354 г он поселился в Антиохии. Слава его была велика. Его звали в Афины, но он отказался. Имп. Юлиан высоко чтил Л., дал ему сан квестора; когда он был убит, Л. в страстной монодии выразил свою скорбь по поводу гибели надежд, которые он возлагал на безвременно погибшего императора. Ему удалось, однако, добиться влияния и у имп. Валента и Феодосия. Риторика служила Л. орудием лести и интриги; лишь этим он держался в раз занятом положении относительно наместников Антиохии и других импер. чиновников провинции. По образованию своему Л. был вполне эллин; он с детства изучил аттических ораторов, особенно Демосфена, был начитан и в классических поэтах и философах, писал прекрасным греческим языком, риторически украшенным, но без пустых фраз. Римский дух был ему противен; желавшим учиться он никогда не советовал идти в Рим; латинский язык был ему незнаком. Чуждый христианству, он не колебался в своей привязанности к древним богам Греции. Поэтому-то именно имп. Юлиан и был его идеалом; его глубоко огорчало, что многие из его учеников, в том числе Иоанн Златоуст, обратились в христианство. Рассказывали, что, близкий к смерти, он на вопрос, кому поручает свою школу, отвечал: "Златоусту, если бы его не похитили христиане". Написал весьма много; сочинения его еще при жизни его были очень распространены. Наименьшее значение из них имеют те, которые служили исключительно для школьных целей: 47 ?????????????, 36 ?????????, 27 характеристик, 33 описания произведений искусства, 50 декламаций на вымышленные темы, биографии Демосфена, краткие изложения его речей. Славу его составили речи ("Слова"), которых сохранилось 68; они касаются реальных фактов; часто они не были говорены, а издавались автором как памфлеты или рассылались как послания. Главные из них: ???????? — панегирик имп. Константу и Констанцию, произнесенный в 348 г. в Никомедии, ?????????? — похвальное слово местоположению и жителям Антиохии, 6 речей в честь имп. Юлиана, 5 речей о мятеже антиохийцев и царственной милости Феодосия (387), речи о жалком положении тюрем, о содержании риторов, в защиту актеров пантомим и против недоброжелателей автора. Полны интереса и письма Д., писавшего их очень много для рекомендации, для жалоб, для подачи совета и т. д.; они дают важный материал для понимания характера ритора и современной ему жизни. Всего сохранилось 1607 писем Л. в греческих подлинниках; 400 писем в латинском переводе оказались подделкою какого-то гуманиста (см. R. F?rster, "Franc Zambeccari und die Briefe des Libanuis", Штуттгарт, 1876). Письма обращены, между прочим, к христианским епископам и ученым. Современники Л. называли его "малым Демосфеном". Сам Л. рассказывает свою жизнь в "Слове о собственной судьбе"; биографию его дает Евнапий (см.), монографию написал С. R. Sievers: "Das Leben des Libanius" (Б., 1868). "Слова" Л. издал Reiske (Альтенб., 1791-97), письма — J. С. Wolf (Амстерд., 1738), вновь найденные речи — Siebenkees ("Anecdota graeca", Нюрнберг, 1798), Boissonade ("Anecd. gr.", Пар., 1829), F?rster ("Hermes", 1875, т. 9).A. M. Л.
Значение слова ЛИВАНИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЛИВАНИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012