Значение слова ЛАМПАДА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ЛАМПАДА

Лампада. - На языке богослужебных книг православной церкви настоящеговремени это название, в тесном смысле, служит для обозначения большихпереносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом ивеликом выходах на литургии, а также подсвечника несколько меньшейвеличины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особымлампадчиком (в греческой церкви примикирий, primmikhrioV, primicerius,от chruV воск или cera свеча). В более обширном смысл Л. назыв. вцерковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во времябогослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеемотличаются от светильников с восковыми свечами - кандил. Нет достаточныхоснований объяснять употребление Л. и других светильников прихристианских молитвенных собраниях заимствованием от язычества илиИудейства, как это делали еще недавно многие археологи. Не говоря уже онеобходимости освещать места молитвенных собраний, когда они происходилив темных местах - криптах и катакомбах, и особенно ночью, как это было впервые три века существования христианства, - свет, по учениюхристианства, имеет особенное символическое значение. Название света,просвещающего мир своим учением, усвояется самому основателюхристианства (см. Иоанн. VIII, 12; V, 35; Деян. XX, 7 - 8 и др.). Пламясветильника, возжигаемого при богослужении, по толкованию древниххристианских писателей, означает, что сердца молящихся плaмeнеют любовиюк Богу. Вообще обилие света Л. при богослужении знаменует духовнуюрадость: чем торжественнее праздник церковный, тем больше возжигается вхраме Л. и свечей. Правило апостольское третье особенно одобряет обычайхристиан, собираясь в храме, приносить с собою елей для Л. Кроме местбогослужебных собраний, Л. в древней церкви составляли обычнуюпринадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых. Прираскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено не малокаменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что этистолбики были не чем иным, как постаментами для Л. Иногда вместостолбиков постаментами для Л. служили треножники или канделябры. Л. надмогилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будутнаслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражаютмногие надписи на могилах, напр. Luce nova fraeris, lux tibi Christusadest. Многие из Л. в катакомбах и усыпальницах не имели, впрочем,эмблематического значения, а существовали просто для освещения коридоровкатакомб. Для домашнего употребления Л., как и в катакомбах, илиподвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках.Ресси думает, что Л. с христианскою орнаментикой служили и присовершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно такжепод именем просвещения (светом веры Христовой). Л., подвешенные кпотолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (=большойлюстры,. висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч,уставленный Л. или свечами. Такие короны Л. или Л. стелларии (velutstellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под наз. kwroV(круг). В первобытной церкви Л. делались из глины (преимущественнокрасной), из терракотты, позже - из бронзы. Признаками христианскогопроисхождения Л., находимых при раскопках (вне крипт и христианскихкатакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма,представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главногосимвола церкви в эпоху язычества. Со времени торжества христианства вримской империи церковные Л. часто были в высшей степени художественны ибогаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа,находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцогатосканского. Замечательна также Л., найденная в могиле Марии, дочериимп. Гонория, жены Стиликона. Некоторые древние Л. имеют вид другихфигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы I.Христа, буквы w. Начиная с VI в. Л. часто имеют форму равноконечного(четырехконечного) креста, изредка - "доброго пастыря", окруженногоовцами, или круга, с поясными по краям изображениями 12 апостолов;однажды встречается Л. в фигуре петуха, однажды - оленя, однажды -зайца. На одной древней африканской Л. имеется изображение двух агнцев,стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого,указывающий на происхождение Л. ранее V в.). Все эти фигуры встречаютсяпочти исключительно на Л. глиняных и терракотовых. Рисунки церковных Л.см. у Мартиньи, "Dictionnaire des antiquites chretiennes" (П., 1889). И. Б - в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.