Контрасты световые. - В основе относящихся сюда явлений лежитсопоставление в нашем сознании двух однородных зрительных впечатлений,соседних по времени или по месту, т. е. подействовавших на наш глазпоследовательно друг за другом, или одновременно. В том и другом случаеполучается некоторое извращение впечатлений (усиление, ослабление и дажекачественное изменение их) - извращение по контрасту. Соответственноэтому, явления делят на два главных отдела: последовательные иодновременные К. Опыты показывают, что зрительные впечатления могутконтрастировать друг с другом всеми своими сторонами (степенью освещенияили яркостью сопоставляемых предметов, их окрашенностью, величиною истепенью удаления от глаз наблюдателя) и переходят из области ощущений впсихическую область представлений. Однако, из этого обширного рядаявлений физиологически изучены собственно только случаи сопоставлениявпечатлений со стороны яркости и окрашенности предметов - об них толькои будет здесь речь. Последовательные К. Если человек оставался некоторое время в темнойкомнате, то, при быстром переходи в светлую, свет, даже умеренной силы,действует в первые мгновения на глаза ослепительно. Наоборот, прибыстром переходе от сильного света к умеренному, последний действует,как темнота. Тоже, в сущности, получается и при сопоставлении друг задругом двух цветовых ощущений разной яркости. - Темное, рассматриваемоепоели светлого, темнеет, слабо окрашенное после яркого бледнеет инаоборот. Если днем держать некоторое время перед глазами цветное стеклои быстро отнять его, то все белые, белесоватые и серые предметыокрашиваются на несколько мгновений в дополнительный цвет к цвету стекла(зеленый или синий, если стекло было красное или желтое, и наоборот).Еще резче происходят те же явления в опытах с цветными бумажками. - Дляэтого на листе белой бумаги кладут поочередно маленькую пластинкучерной, красной, желтой и т. д. бумаги; закрывают один глаз, а другойустремляют неподвижно на середину пластинки. Продержав глаз некотороевремя в таком положении, пластинку быстро сбрасывают прочь, и тогда наместе черной бумажки выступает из сравнительно тусклого поля яркое белоепятно; - на месте красной зеленое пятно, на месте желтой - синее и т. д.И чем, вообще, дольше смотрел глаз на пластинку, или чем ярче была онаокрашена, тем резче последующее контрастное явление. В другом рядуопытов вместо белой бумаги берут цветную и кладут на нее цветную жебумажку, окрашенную в дополнительный цвет (зеленую на красном поле,желтую на синем и т. д.). Тогда, по сбрасывании пластинки из под неевыступает пятно, окрашенное в цвет поля, но более яркое и насыщенное.Если принять, что ощущение черного есть ощущение положительное ипротивоположное ощущению белого в том же смысле, как ощущения двухдополнительных цветов, то все описанные явления можно объяснитьследующими двумя свойствами зрительного аппарата, идущими всегда рядом:постепенным притуплением чувствительности глаза к лучам даннойпреломляемости, по мере продолжения их действия на глаз, и постепеннымже усилением восприимчивости такого глаза к лучам контрастного(дополнительного) цвета. С этой точки зрения результаты опытов с переходом от темноты к свету(и обратно), равно как результаты предварительного смотрения черезцветные стекла, понятны сами собою. Для объяснения же опытов с цветнымибумажками на белом или цветном поле, следует, кроме того, принять вовнимание следующее обстоятельство. Когда перед неподвижным глазом лежатна белом или цветном поле пластинка другой окрашенности, то образпоследней лежит неподвижно на середине сетчатки; следовательно, этачасть сетчатки освещена иначе, чем ее окружность, на которой лежит образполя. Когда же пластинка сбрасывается, то на соответствующее местосетчатки падают уже лучи поля, а окружность ее по-прежнему остается поддействием последних. Объяснение это принято называть физиологическим вотличие от приводимого ниже объяснения явлений одновременного К.,предложенного Гельмгольцем; и действительно, последовательный К. можносчитать в самом крайнем случай извращением наших световых и цветныхощущений, но никак не извращением "наших бессознательных суждений" обяркости и окрашенности предметов. Одновременные К. Поверхности, контрастирующие друг с другомодновременно, должны лежать непосредственно друг возле друга и К. долженвыступать перед глазами мгновенно, сразу; иначе, т. е. при более илименее долгом рассматривании поверхностей, явление осложняетсяпоследовательными К., вследствие невольного передвижения глаз с однойповерхности на другую. В виду этого обстоятельства, здесь будут описанылишь такие формы опытов и наблюдений, в которых одновременные К.выступают сразу, т. е. с первого же мгновения смотрения. На кусокчерного сукна кладут лист белой бумаги и через край этого листа,поперечно, полоску серой, так, чтобы одна половина последней лежала насветлом, а другая на темном поле. - Закрывают глаза на некоторое времяи, быстро открыв, устремляют их на полоску. Половина ее, лежащая начерном фоне, кажется в первое же мгновение более светлой, чем другая. -Темное на светлом фоне темнеет, светлое на темном светлеет. Поверхбелого листа бумаги, в некотором расстоянии от него, помещают пластинкусерой бумаги и, устремив глаза на последнюю, быстро подводят подпластинку цветное стекло. Через это серая бумажка мгновенно окружаетсяцветным полем и в то же мгновение она словно покрывается легким налетомдополнительного цвета к цвету стекла. - Серое и темное на цветном полеокрашивается дополнительно к цвету поля. Если вместо серой пластинкипоместить над белым полем цветную бумажку, окрашенную дополнительно кцвету стекла, то при подведении последнего цвет пластинки мгновенностановится более насыщенным, т. е. с цветного поля опять наводитсядополнительный цвет на пластинку. В классической форме опыт цветовой индукции с цветного поля на серуюповерхность делается следующим образом. На Ньютоновский кружок длясмешения цветов наносят по белому полю крестом четыре сектора одноготого же цвета, с перерывами посредине, покрытыми наполовину чернойкраской. При быстром вращении такого кружка должно было бы получитьсясерое кольцо на более или менее слабо окрашенном цветном поле, аполучается с первого же мгновения кольцо, окрашенное дополнительно кцвету поля. Такое же в сущности значение имеют опыты с окрашеннымитенями. В наипростейшем виде они делаются следующим образом. В темнойкомнате с двумя горящими на столе свечами, в некотором расстоянии отних, кладут лист белой бумаги и ставят на бумагу отвесно карандаш, такчтобы на освещенном листе получились две не очень резкие тени. Затемодну из свечей прикрывают цветным стеклом. Тогда тень от этой свечиокрашивается дополнительно к цвету стекла, а тень от другой в цветстекла. Во всех приведенных опытах большее по протяженно индуцирующееполе охватывает собою меньшее индуцируемое; но цветовой К. получается ив том случае, если оба поля равны по протяжению и лежат рядом. Однако, вэтом случае явления выступают явственно лишь при условии, если границасоприкасающихся полей не резка, стушевана и самые поля окрашены слабо.Так, если положить рядом две одинаковой ширины полоски цветной и серойбумаги одинаковой яркости, то цветового К. между ними не замечается; ностоит прикрыть их просвечивающей белой бумагой, и серая полоска тотчасже окрашивается дополнительно к цвету соседней. Чтобы убедиться,насколько важно влияние стушеванности контуров, стоит положить поверхлистка просвечивающей бумаги над серой полосой новую полоску, и К.пропадает. - Точно также, если соприкасающиеся поля отделить друг отдруга резкой черной полосой, или, вообще, придать индуцируемому полю видпредмета, лежащего отдельно от индуцирующего поля (Гельмгольц). Таковы главные формы явлений одновременного контраста. С качественнойстороны они, очевидно, сходны или даже тождественны с явлениямипоследовательного контраста: серое темнеет не только после светлого, нои рядом с ним, - окрашивается в зеленое не только после красного, но ирядом с ним. Отсюда естественно родится мысль, что оба явленияпроизводятся одними и теми же причинами, именно измененною возбудимостьюсетчатки не только в местах, на которые действовал свет, но и вокружности освещенного места. К сожалению, прямых и несомненных опытныхданных в пользу этого наипростейшего (физиологического) объясненияявлений одновременного контраста еще нет. Что же касается допсихологического объяснения, предложенного Гельмгольцем, то оно сводитсяв сущности на извращение наших суждений об окраске предметов приразличных условиях освещения. Так, лист белой бумаги мы называем белым,и он кажется нам таким, все равно, смотрим ли мы на него днем, прижелтоватом солнечном освещении, или при красноватом закате солнца,смотрим ли в белой или в зеленой комнате; а между тем в действительностилист освещен один раз белым светом, другой желтоватым, красным илизеленым. Тоже самое, если вместо белого взять лист серой бумаги. Во всехтаких случаях суждение об истинном цвете бумаги будет, очевидно,извращено, и извращение, очевидно, можно представить себе происходящимтаким образом, как будто человек отбрасывает или вычитает из сложногосветового впечатления цветной тон данного освещения. По этой же причинезимой, в солнечный день, снег кажется нам, несмотря на желтоватоеокрашение, белым, т. е. и здесь из сложного впечатления вычитаетсяжелтоватый тон. Но вот на снег легла тень, - от затененного снега в глазнаш идут лучи белые, не окрашенные в желтый цвет; а между тем мыраспространяем вычитание с фона на тень, и получается окрашение ее всиний цвет, дополнительный к желтому, т. е. белый без желтого. Таким жеобразом объясняет Гельмгольц опыт цветной индукции с слабо окрашенногоцветного поля на соседнее (по месту), серое, при помощи прикрывающей обаполя просвечивающей бумаги. Здесь, благодаря слабой окрашенностицветного поля и стушеванности границы, отделяющей его от серого,впечатление от цветного поля, как господствующее, распространяется насерое. Но серое при слабом окрашении (напр., при смотрении на сероечерез слабоокрашенное цветное стекло) мы привыкли чувствовать серым, т.е. привыкли отбрасывать цветной тон, следовательно, и в данном случаепроисходит вычитание цвета поля из серого, т. е. белого, и являетсяокрашение в дополнительный цвет. Ср. Н. Helmholtz, "Handbuch derphysiologischen Optik". (Лпц., 1867); Hering, "Zur Lehre von Lichtsinne"("Sitzber. d. Wien. Akad.", 1872 - 1873). И. Сеченов. К. световые и цветовые имеют большое значение, как объяснил Шеврейль,в технических производствах, в которых пользуются красками (тканьековров, печатание обоев и т. п.) и в живописи, в особенности в связи сявлениями взаимно дополнительных цветов. В коврах и цветных материяхчерные и тем более серые полосы на цветном поле не будут казатьсятаковыми. Для того, чтобы полосы по зеленому полю производиливпечатление черных, нужно их окрасить черно-зеленым цветом, так какнаносимый вследствие К. от зеленого поля красноватый оттенок на полосынейтрализует их зеленоватость. Подобным образом полосы на красном полебудут казаться черными лишь в том случае, если будут окрашены втемно-коричневый цвет (красноватого оттенка); полосы на синем должныбыть для той же цели черносиними и т. д. В живописи каждое небольшоепространство, покрытое некоторым цветом, находится под влияниемграничащих с ним цветных площадей, изменяющих его тон, что и принимаетсяво внимание живописцами. Очень часто вместо легких цветных пятеннакладываются на картине сероватые мазки, в расчете, что они примутнадлежащий тон от соседних красок. Если край облака на синем небенаписан желтоватою краскою, то он покажется от контраста гораздо желтее;белая краска в этом случае тоже окрасится, а если для края облака будетвзята сильно подбеленная синяя или голубая, то он может показаться чистобелым. Вообще, задуманный художником тон верен не тогда, когда он напалитре, а когда он помещен на картине между соответственными тонами.При раскрашивании чертежей тоже бывает нужно принимать в соображениеявления К. В случае, если нужно расположить ряд соприкасающихся серых и,вообще, однотонных полос так, чтобы каждая последующая полоса быласветлее (или темнее) предшествующей, то ровно покрытые полосы непокажутся таковыми. Предельные соприкасающиеся части будут изменены:край более светлый покажется светлее остальной части той же полосы, акрай темный - еще темнее других частей полосы. Для уничтожения световогоК. опытный чертежник сделает светлую предельную часть темнее остальнойчасти полосы, а темную - светлее остальной части полосы. О значении вискусствах явлений К. подробнее см. Брюкке, Бецольд, также Rood,"Theorie des couleurs"("Bibliotheque Internationale"). Ф. Л.
Значение слова КОНТРАСТЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КОНТРАСТЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012