современник Мазепы, неизвестный по фамилии; судя по языку, родился на Волыни, получил школьное образование, принял монашество и монахом обошел многие села и города на Волыни и в Киевщине; писал силлабические стихи. К. хорошо был знаком с нравами и обычаями современного ему малорусского общества. Рукопись его виршей, в 321 лист, открыта была в 1850-х годах Шишацким-Иличем. В ней нет ни начала, ни конца. Сначала идут схоластические вирши о правде, болезнях, ветре, огне, Божием милосердии, именах Бога и др. Далее встречаются вирши бытового характера, например о бродячих монахах, о ремесленниках, о духовных лицах, о панах (панегирик), о казаках (весьма сочувственные), о мужиках (презрительное отношение), о женском образовании (по мнению К., женщинам образование "непотребно и неприлично") и особенно много вирш о ремесленниках, по роду их занятий. Иногда К. не в меру строг, иногда слишком снисходителен, смотря по тому, под какими влияниями пишет; местами противоречит себе. К. резко отличается от почти современного ему малорусского писателя Сковороды презрительным отношением к мужику и грубым материализмом, выразившимся, между прочим, в восхвалении пьянства и разврата. П. А. Кулиш напечатал статьи о К. в V т. "Русской Беседы" 1859 г. и, со значительными дополнениями, в 1 кн. "Основы", 1861 г. Здесь приведено много вирш К.Н. Сумцов.
Значение слова КЛИМЕНТИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КЛИМЕНТИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012