Значение слова КАУЗАТИВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

КАУЗАТИВ

особое наклонение в индоевропейских, а также и некоторых других языках, означающее, что подлежащее глагола, стоящего в этом наклонении, не само является носителем действия, выраженного данным глаголом, а побуждает другое лицо производить это действие. Так, санскр. p?tami значит "я лечу", а К. p?t?y?mi = "заставляю лететь". Иначе такие глагольные образования называются в научной терминологии еще фактитивными глаголами (verba factitiva). Основа К. образуется в индоевропейских языках при помощи суффикса — eio (санскр. — ауа) и других близких к нему образований, к которым уже присоединяются личные окончания. В позднейшем санскрите возможно даже образование полной системы спряжения со всеми временами и наклонениями от основы К. Суффикс К. присоединяется всегда к основе, тождественной по вокализму корня с именными отглагольными основами на суффикс о, т. е. представляющей вторую полную ступень вокализма: санскр. vah?mi = везу, греч. ??? из F???, лат. veho представляют первую полную ступень, а К. санскр. v?h?y?mi, греч. ??????? из F??????? — вторую. Тот же суффикс с родственными ему формами употребляется для образования итеративных (см.) глаголов, так что значение К. не всегда соединено с ним. Так, мы имеем остатки К. в русск. языке: топить = делать теплым, морить = заставлять умереть, но рядом находим итеративные формы совершенно одинакового образования: носить рядом с несу, возить рядом с везу.С. Булич.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.