Значение слова КАМЕННЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

КАМЕННЫЕ

Каменные бабы. - Так называются древние К. человекообразные статуи,изображающие большей частью женщин и встречающиеся в довольно большомчисле в южн. России, австрийской Галиции, прусских провинциях вост. изап. Пруссии, южн. Сибири, Средн. Азии и Монголии. Из европейцев впервыеупоминает о них путешественник Рубруквис (XIII в.), видевший их в странекоманов (половцев), стоящими на курганах; по его словам, команы ставилиэти статуи на могилах своих умерших. Упоминания о таких статуяхвстречаются и в "Книге Большому Чертежу" XVII в., при указании границ идорог, в качестве знаков или примет ("К. болваны", "К. девка", "К.человек"). В XVIII в. сведения о некоторых К. бабах были собраныПалласом, Фальком, Гюлденштедтом, Зуевым, Лепехиным, а в первой половиненынешнего столетия - Клапротом, Дюбуа-де-Монпере и Спасским(относительно сибирских К. баб). Граф А.С. Уваров, в "Трудах IАрхеологического Съезда в Москве" (1869, т. II), собрал все имевшиеся вто время сведения о К. бабах и иллюстрировал их рисунками 44 баб. Позжесведения об этих статуях собирались А.И. Кельсиевым (не успевшим, засмертью, издать своих оригинальных наблюдений), а также - по отношению кСибири, Туркестану и Монголии - Потаниным, Петцольдом, Поярковым,Радловым, Ивановым, Адриановым и Ядринцевым; в последнее время былисообщены сведения о каменных бабах в провинциях вост. и зап. ПруссииЛиссауером и Гартманом. В имп. историческом музей в Москве (в залах и надворе) собрано в настоящее время до 30 таких статуй; другие имеются вХарькове, Одессе, Новочеркасске и т.д. Это только малая часть рассеянныхв разных местностях России К. баб, из которых множество уже разломано,пошло в качестве строительного материала на здания, ограды и т.п. В 50-хгг. Пискарев, подведя итоги всем имевшимся в литературе указаниям на К.баб, насчитал их 649, всего более в Екатеринославской губ. - 428, затемв Таганрогском градоначальстве - 54, в Таврической губ. - 44, вХарьковской - 43, Земле Войска Донского - 37, в Енисейской - 12,Полтавской - 5, Ставропольской - 5 и т.д.; но многие подобные статуиостались ему неизвестными. Некоторые К. бабы стоят (или стояли) накурганах, или были находимы в насыпи последних. Не всегда можно сказать,были ли они современны этим курганам, или существовали уже раньше, илибыли изваяны после и втащены на курган. Сделаны К. бабы из песчаника,известняка, гранита и т.п. Вышина их от 5 арш. до 1 арш., но чаще всегооколо 2 - 3 арш. Некоторые из них представляют собой просто К. столб, сгрубым на нем изображением человеческого лица; на других уже явственнообозначена голова (с суженной шеей); в большинстве случаев выделаны нетолько голова, но и туловище, руки, а часто и ноги, и головной убор, икостюм. На более грубых истуканах разобрать пола нельзя, но обыкновенноон выражен явственно: мужчины изображены с усами (как исключение - дажес бородой; одна такая бородатая К. баба имеется на дворе историческогомузея), в костюме, отличающемся особыми бляхами и ремнями на груди,иногда с мечем и т.д.; женщины представлены с непокрытыми грудями, вособых головных уборах, с обручами или ожерельями на шее и т.п. Иные К.бабы совершенно обнажены и только голова у них обыкновенно покрыта, ногиобуты. Встречаются К. бабы как сидячие (по-видимому - чаще, особенноженские), так и стоячие (мужские - большей частью); как в том так и вдругом случае ноги иногда не выделаны. Если ноги выделаны, то они илиголые, или (чаще) обуты, в сапоги или башмаки; иногда можно различить ипанталоны, снабженные узором. Многие женские К. бабы (и некоторыемужские) представлены обнаженными до пояса, но ниже видны пояс и платье,иногда даже два платья, одно нижнее, более длинное, другое - верхнее, в роде полукафтана или полушубка, с нашивками и прошивками(причем орнамент прошивок состоит из геометрических линий, двойныхспиралей и т.п., или даже панциря). У иных замечаются еще какие-тонашивки на плечах, у многих - две (реже три, или одна большая,поперечная) бляхи (по-видимому, металлические) на груди, прикрепленные кремню или, чаще, к двум ремням. Если изображен пояс, то иногда можноотличить на нем пряжку посредине или идущие от него вниз ремешки, ккоторым иногда прикреплены мешочек (кошелек?), круглое (металлическое)зеркальце, ножик, гребень; у пояса показаны иногда также (у мужскихстатуй) кинжал или прямой меч, лук, колчан, крюк, топор (?). На шее, умужчин, видно иногда металлическое кольцо, у женщин - ожерелье, из бусили бляшек, иногда даже 2 или 3; у некоторых от ожерелья идет широкаялента или ремень, заканчивающийся каким-то 4-х-угольным лоскутом(амулетом?). На руках, запястьях и плечах (особенно у нагих фигур) видныбраслеты (кольца) и наручники; в ушах, как у женщин, так и мужчин,серьги; на голове (лбу) иногда узорчатая повязка или диадема. Косы уженщин не всегда можно отличить от лент или повязок, встречающихся и умужчин. Мужская шапка в некоторых случаях несомненно представляетнебольшой шлем (мисюрку), иногда с крестообразно перекрещивающими егометаллическими полосами. Женский головной убор разнообразнее - вродешляпы с загнутыми вверх полями, башлыка, киргизской шапки и т.д. Типлица не всегда передан явственно: иногда лицо плоское, как бы скуластое,но чаще овальное и скорее выказывает тюркские, чем резко монгольскиечерты. У громадного большинства баб, в сложенных на пупке или внизуживота руках, сосуд, чаще всего цилиндрической, вроде кубка или стакана.Иногда он так неявственно выделан, что его можно принять за сложенныйплаток (у одной бабы на руках несомненно развернутый платок илиполотенце). Одна мужская баба держит чашу в левой руке, а в правой меч;у другой - руки просто сложены вместе, без чаши; одна женская бабадержит кольцо, некоторые - рог для питья. Рубруквис приписывал К. бабыкоманам, Клапрот и Спасский - гуннам, Гюльденштедт - ногайцам, Паллас -древнейшие - гуннам, более поздние - татарам ногайским иликиргиз-кайсакам, Генцельман - готам, Флигье - аланам (принадлежность К.баб готам и аланам была предположена на том основании, что в Испаниибыли тоже найдены К. статуи, державшие в руках чашу, но тип, костюм,отделка этих статуй совершенно своеобразны), Терещенко - скифам; гр.Уваров привел ряд данных, свидетельствующих о том, что некоторые К. бабыстояли на курганах, оказавшихся, на основании раскопок, скифскими (сгреческими в них изделиями IV - III вв. до Р. Хр.). По мнению гр.Уварова, К. бабы принадлежат различным эпохам: некоторые из нихвоздвигнуты до начала железного века, другие - в древнейший железныйвек, третьи - уже в начале христианской эпохи; так напр., истукан,найденный Гюльденштедтом на берегу р. Этака, впадающего в Куму, вСтавропольской губ., имеет на шее крест, как бы указывающий нахристианскую эпоху, которая началась на Кавказе не ранее IV в. Мнения опринадлежности некоторых К. баб эпохи, предшествовавшей железному веку,подтверждается тем, что изображенные у них на поясе ножи, зеркала и пр.напоминают иногда соответственные изделия сибирского медного века.Крайними пределами распространения К. баб являются; на З - Одесскийуезд, Подольская губ., Галичина, Калишская губ., вост. и зап. Пруссия;на Ю - р. Кача в Крыму; на ЮВ - р. Кума в Ставропольской губ. иКубанская обл.; на С - Минская губ., Обоянский у. Курской губ. (понекоторым - даже Рязанская губ.), Ахтырский у. Харьковской губ.,Воронежская губ., Балашевский и Аткарский у. Саратовской губ. до береговСамары в Бузулукском у. Самарской губ.; на В они встречаются вкиргизской степи и отсюда идут по степи до берегов Иртыша и доТуркестана (окрестности оз. Иссык-Куль, Токмакского у.), затемвстречаются в верховьях Томи и Енисея, в Сагайской степи в Монголии (посведениям Потанина и Ядринцева). Монгольские и туркестанские К. бабывообще плохо отделаны и представляют грубые изваяния, с едваобозначенными лицом или головой. Принимая все это во внимание, можнодумать, где К. бабы воздвигались каким-то народом, которыйраспространялся из центральной Азии в нынешнюю Европ. Россию, находясьпервоначально еще в стадии медного века. Они служили, вероятно,надгробными памятниками, судя потому, что подобные же намогильные статуи(только колоссальные и лучше отделанные) воздвигались и позже монголами(многие из них, большей частью без головы или в обломках, найдены вразвалинах Каракорума) и китайцами. С другой стороны, г. Ивановский("Congres internat. d'Archeologie prehistorique", Москва, 1892 г., т. I)получил от тарбагатайских монголов (торгоутов) сведения, что онипочитают К. бабы (встречающиеся в их стране), как изображения ихпредков, и что чаша, которую держат эти статуи в руках, служила дляпомещения части пепла от трупосожжения умершего (другую часть клали подоснование статуи). До сих пор после трупосожжения, практикуемого ещеиногда у торгоутов, пепел собирается ламой в небольшой медный сосуд иуносится в монастырь, где из него, в смеси с глиной, лепится небольшаястатуя покойного, коша-чулу. То же название придается торгоутами и К.бабам, при чем у них сохранилась даже легенда, объясняющая, почему ониперешли от воздвигания К. баб к глиняным. Торгоуты не затрудняются такжев объяснении различных подробностей костюма, вооружения и украшенийвстречающихся в их степях каменных изваяний. Литература. Гр. Уваров, "Сведения о К. Бабах", в "Трудах I Моск. Арх.Съезда" (1869, с 2 табл. в атласе); Hartman, "Веcherstatuen inOstpreussen und die Literatur der Becherstatuen", в "Archiv furAnthropologie" (т. XXI, 1892). Д. A.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.